Главная » Статьи » ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО |
Новый фотоальбом «Сверяя часы…» показал столицу с неожиданной стороны
Трудно быть оригинальным в издании видов Москвы, когда десятки изданий с видами различных ее уголков заполняют полки магазинов и библиотек. И все-таки руководителю проекта нового фотоальбома Алексею Емельянову и составителю альбома Филиппу Смирнову удалось взглянуть на столицу по-новому. В книге «Сверяя часы. Избранные виды Москвы без комментариев» они впервые обнародовали хранившиеся фотографии из собрания документального фонда Департамента культурного наследия города Москвы, который возглавляет Алексей Емельянов, и Главного архивного управления города Москвы. От того, что многие из этих фотографий предназначались не для удовлетворения праздного любопытства, а для использования при перепланировке улиц или для так называемых «разверсток по фасадам», город предстал перед читателями непривычно новым, лишенным присущего путеводителям парадного блеска. Имеющиеся на негативах инвентарные номера, царапины и сколы на негативах, были специально не отретушированы, чтобы сохранить восприятие рабочей атмосферы, в которой создавались эти фотодокументы. Конечно, все проанализированные при создании альбома 10 тысяч фотографий опубликовать не удалось – поместилось только около четырехсот, но каждая из них – уникальна и раньше нигде не публиковалась. Попытались создатели альбома отказаться и от распространенного приема сравнения одних и тех же уголков столицы, снятых в разные исторические периоды. Однако полностью уйти от этого традиционного приема не удалось. Впрочем, это не портит впечатление от альбома. Напротив, размещенные в нем напротив друг друга снимки с современными видами и фотографии, сделанные в 30-е, 40-е и 50-е годы прошлого века, а то и вовсе в XIX веке, наводят на размышления о переменах в постоянно изменяющемся облике российской столицы, и порой приводят к неожиданным выводам. Сопоставляя запечатленные фотографами разных эпох «век нынешний и век минувший», не можешь избавиться от ощущения, что раньше Москва была красивей, чем сейчас. Секрет ее былого очарования кроется, прежде всего, в том, что, когда здания были новыми, они и выглядели по-другому – более свежо и подчеркнуто строго. Каждая линия на их фасаде выявляет замысел архитектора, и никакие усилия реставраторов не позволяют вернуть стенам молодость. И еще от снимка к снимку все чаще обращаешь внимание на окружение знаковых для Москвы строений. Если раньше, когда они еще были новостройками, и рядом с ними не было других строений, они были доступны взгляду с любой точки, а теперь теряются среди других зданий. Например, в 1935 году павильон станции метро «Сокольники» рядом с двухэтажным неприметным зданием не мог не радовать современников, а сейчас, в окружении многоэтажек он словно стал ниже ростом. Совсем по-другому смотрится теперь и Богоявленский кафедральный собор в Елохове, позади которого в 1936 году были двухэтажные здания, на смену которым пришли все те же многоэтажки. Получается, что мы и наши предки, восхищавшиеся столицей, смотрим на нее по-разному. Напрашивается вывод: чтобы не потерять своей первозданной красоты, город не может бесконечно застраиваться в своих нынешних границах и должен расти вширь. Только тогда архитектурные ландшафты останутся нетронутыми и будут так же радовать глаз, как во времена своей молодости.
Алексей Торба «Строительная газета», 1 июня 2018 г. На снимке (слева направо): Алексей Емельянов и Филипп Смирнов Фото автора | |
Просмотров: 996 | | |
Всего комментариев: 0 | |