Главная » 2020 » Январь » 13 » ЗНАНИЯ – СИЛА
00:29
ЗНАНИЯ – СИЛА

Технополисы могут стать одной из моделей развития российских городов

 

 

Обычно Япония воспринимается как страна высоких технологий, и это действительно у нее не отнять. Но мало кто знает, что на определенном этапе ее развития куда важней для нее было региональное развитие, совершенствование которого и способствовало впоследствии росту высокотехнологичных отраслей экономики. На прошедшем 20 декабря в Государственной Думе РФ заседании круглого стола «Финансовое оздоровление предприятий. Развитие технопарков в Российской Федерации» член Ассоциации японоведов Рафаэль Валиуллин рассказал о поучительном опыте страны восходящего солнца, в которой научились планировать развитие городов стратегически, на среднюю и долгосрочную перспективу.

С точки зрения японских политиков технополисы – это не столько центры для внедрения высоких технологий, сколько города, в которых высокотехнологичная промышленность сосуществует с университетами, научно-исследовательскими институтами, комфортными жилыми пространствами. Поэтому, когда в 1983 году в Японии был принят закон о технопарках, они назывались в нем технополисами. Главной целью принятой на основе этого закона программы развития технополисов стало не внедрение IT-технологий и создание условий для увеличения прибыли в этом секторе экономики, а региональное развитие страны в условиях перехода к высокотехнологичной промышленности. Ставилась задача с помощью технополисов выровнять темпы развития крупных промышленных центров и отстающей от них периферии. К началу действия программы в трех мегаполисах: Токио – Иокогама – Кавасаки, Осака – Кобе и Нагоя проживали более трети населения и две трети студентов Японии. Чтобы избежать дисбаланса, технополисы стали создавать в слаборазвитых с экономической точки зрения префектурах. Правительство «раскидало» технополисы по стране рассчитывая на то, что глубинка хоть немного приблизится к столичному благополучию.

Чтобы заинтересовать префектуры принять участие в программе, правительство предоставило ряд льгот. Так, получая разрешение на строительство технополиса, префектура получала право предоставлять фирмам-резидентам налоговые льготы, в том числе скидки с корпоративного налога. Таким префектурам было также дано право выдавать низкопроцентные займы, которые и без того стоят в Японии сравнительно недорого. Кроме того, префектуры получили право аренды земли на территории технополиса по бросовым ценам. А средства, которые будут потеряны местными властями из-за отмены части налогов, государство обязалось компенсировать. Все эти меры были настолько заманчивы, что желающие участвовать в программе буквально выстроились в очередь. Из 47 префектур ее участниками стали 40, и к 1984 году были утверждены проекты 14 технополисов, число которых затем выросло до 26. Упор в них был сделан на изготовление высокотехнологичной продукции – робототехники, оптоволокна, медицинской электроники, авиакосмической техники, информационных систем, лекарственных препаратов. Также в этих городах развивались биотехнология и точное машиностроение. Эти высокоприбыльные, наукоемкие и экологически безопасные производства были призваны прийти на смену традиционным отраслям промышленности – тяжелому машинстроению, химической промышленности и металлургии.

Однако на первом этапе реализации программы, который завершился для 20 технополисов в 1990 году, темпы роста объемов отгруженной промышленной продукции, объем добавленной стоимости и численность занятых в промышленности отстали от запланированных показателей. Причиной того, что поначалу программа «не пошла», был не только резкий рост курса иены, следствием которого стал отток капитала в Германию, США и другие страны с более благоприятным инвестиционным климатом, где в те годы японцы построили много промышленных предприятий. Сказалась и слабая подготовленность некоторых префектур к реализации программы. Как отметил в этой связи Рафаэль Валиуллин, «не было лидеров, переводя на наш язык, губернаторов, которые были готовы эффективно развивать технополисы у себя в префектурах». Кроме того, в некоторых местностях не оказалось крупных компаний, заинтересованных создавать производство далеко от промышленных центров.

Сделав оргвыводы по итогам первых десяти лет развития технополисов, японцы смогли повысить отдачу от них. Ярким примером тому служит научный городок Цукуба – один из крупнейших технополисов, расположенный в часе езды от Токио и призванный разгрузить столицу. План города был утвержден в 1963 году, но достроили его только в 1980-м. В нем расположились два университета, 60 национальных научно-исследовательских института и 240 частных научно-исследовательских учреждений. Население технополиса приближается к 250 тысяч человек. «Я очень надеюсь, что такая модель, когда в городе есть промышленность, наука и жилье для тех, кто в нем работает, наиболее перспективна», – заявил Рафаэль Валиуллин. По его мнению, японский опыт создания таких городов пригодится и в России.

Алексей Торба

«Строительная газета», 13 января 2020 г.

На снимках: (слева направо) Алексей Торба и Рафаэль Валиуллин в Государственной Думе РФ; выступает Рафаэль Валиуллин (фото автора)

Просмотров: 855 | Добавил: aleksej-torba | Теги: Рафаэль Валиуллин, япония, Технопарки, градостроительство | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0