Главная » Файлы » Православие » ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ |
09.05.2018, 23:16 | |
Святые, память которых сегодня чтит Православная Церковь
Апостол и священномученик Симеон, сродник Господень (107 ) Святой апостол и священномученик Симеон, сродник Господень, был сыном Клеопы, младшего брата святого Иосифа Обручника. В зрелом возрасте он увидел чудеса Господа Иисуса Христа, уверовал в Него и стал одним из 70-ти апостолов. Святой Симеон проповедовал учение Христово, наставлял в истинах святой веры и обличал идолослужение. После убиения святого апостола Иакова († 63; память 23 октября), первого епископа Иерусалимского, на его место христиане избрали святого апостола Симеона. В правление императора Траяна (98-117) римскому правителю Аттику донесли, что святой Симеон происходит из рода царя Давида (римляне уничтожали всех потомков царя Давида) и исповедует христианскую веру. Язычники схватили святого Симеона, который в то время был уже столетним старцем и после долгих мучений распяли на кресте. (Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/907940.htm. Миниатюра из Минология Василия II. Византия. 985 г. Ватиканская библиотека. Рим)
Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский (1094)
Преподобный Стефан, игумен Печерский, епископ Владимиро-Волынский, с молодых лет подвизался в Киево-Печерской обители под руководством преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая) и был любимым его учеником. Преподобный Феодосий иногда поручал ему вместо себя наставлять братию словом назидания. Перед кончиной преподобного Феодосия иноки просили его назначить игуменом святого Стефана, который был тогда доместиком (главным уставщиком на клиросе). "Он вырос, - говорили они, - под твоей рукой, послужил тебе, дай его нам". И преподобный Феодосий вручил управление обителью преподобному Стефану. Во время его игуменства был в основном отстроен обширный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатый еще преподобным Феодосием. Братские келлии были переведены ближе к новому храму, а на прежнем месте остались несколько келлий для иноков, которым было поручено погребение умерших и ежедневное совершение Божественной литургии с поминовением усопших. В 1078 году преподобный Стефан вынужден был покинуть монастырь. На другой горе, недалеко от родной обители, он основал новый монастырь в честь Пресвятой Богородицы (в память положения Ее ризы во Влахерне), который был назван Кловским. Монастырь был основан в благодарность за благодеяния Матери Божией к Печерской обители. Преподобный Стефан видел, как пришли из Греции мастера-каменщики с иконой Матери Божией и рассказали видение Царицы Небесной во Влахерне. Именно поэтому святой Стефан и создал на Клове церковь в честь Влахернской иконы Матери Божией. В 1091 году святой Стефан был поставлен епископом Владимира-Волынского и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь (память 14 августа). Он много потрудился по обращению в христианство жителей Волыни. Скончался святитель Стефан 27 апреля 1094 года в 6-й час ночи. (Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/907955.html. Древо Киево-Печерских святых (фрагмент). Икона. Русь. 1660-е гг. Из церкви Благовещения города Углича. Угличский музей.)
Праведный Евлогий странноприимец (VI) Праведный Евлогий Странноприимец, называемый также Камнесечец, жил в VI веке в Фиваиде. Он нес подвиг служения странникам. Повествование о нем сохранилось в составе корпуса текстов, посвященных игумену преподобному Даниилу Скитскому. Согласно греческой редакции этих текстов, когда преподобный Даниил с учеником странствовали по Нижнему Египту, однажды они решили заночевать в одной деревне в Фиваиде. Но вместо того, чтобы искать подходящий ночлег, авва Даниил приказал ученику ждать на площади посреди деревни. Когда ученик уже начал роптать, неожиданно появился старец, который привел их вместе с другими странниками к себе в дом, накормил их и прислуживал им весь вечер. Авва всю ночь беседовал со старцем. По возвращении в Скит ученик уговорил авву рассказать историю этого человека. Им оказался каменотес Евлогий Странноприимец, 100-летний старец, каждый вечер обходивший деревню в поисках странников и бедняков. Он кормил их и оставлял у себя на ночлег. Когда Даниилу еще не было 40 лет, ему случилось воспользоваться гостеприимством Евлогий Странноприимец, и он был так поражен его щедростью, что стал молить Господа, чтобы Он даровал тому богатство. Молитва была услышана, и вскоре Евлогий Странноприимец нашел сокровища, которые, боясь местных властей, сумел отправить в Константинополь, куда вскоре перебрался сам (по расчетам Л. Клюнье, Евлогий Странноприимец должен был покинуть Египет не позднее 522 года). Благодаря богатству ему удалось стать важным чиновником и построить себе роскошный дворец. Через некоторое время Даниилу было тревожное видение по поводу судьбы Евлогия Странноприимца. Не найдя того в Фиваиде, Даниил направился в столицу, но стражники, избив его, не допустили во дворец Евлогия Странноприимца. Вскоре Даниил узнал, что Евлогий Странноприимец участвовал в заговоре против императора и вынужден был бежать из Константинополя. Он вернулся в свою деревню и, опасаясь солдат императора, выдавал себя за паломника. Лишившись богатства и почестей, он вынужден был вернуться к ремеслу каменотеса, вспомнил прежний обычай и каждый день принимал у себя дома странников. Будучи глубоким старцем, Евлогий Странноприимец мирно скончался. (Житие на сайте Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/187212.html)
СВЯТЫЕ ШУЙСКИЕ НОВОМУЧЕНИКИ: Священномученики Павел Светозаров и Иоанн Рождественский пресвитеры, мученики Петр Языков, Николай Малков, Авксентий Калашников, Сергий Мефодиев и мученица Анастасия (1922)
Святые Шуйские новомученики стали жертвами организованной большевистским руководством страны кампании по изъятию церковных ценностей. 15 марта 1922 года рабочие города Шуя вышли на центральную площадь, чтобы защитить от ограбления Воскресенский собор, но по протестующим был открыт пулеметный огонь. Затем в ходе сфабрикованного судебного процесса власти расправились и со священниками. Священномученик Иоанн Стефанович Рождественский родился в 1872 году в селе Нармочь Меленковского уезда Владимирской губернии в семье священника. В 1892 году окончил Владимирскую Духовную семинарию и стал работать учителем. С 1897 года – священник Крестовоздвиженского храма села Палех Вязниковского уезда Владимирской губернии, с 1917 года – благочинный 3-го округа Вязниковского уезда. 19 марта 1922 года после литургии отец Иоанн огласил пастве послание Патриарха Тихона и потом сказал: «Вы слышали послание Патриарха. Знаете о декрете центральной власти об изъятии церковных ценностей. Я призываю вас, своих прихожан, не препятствовать отбору в случае прихода правительственной комиссии. Сам я как священник по канонам не могу отдать священные предметы. А присутствовать, когда их будут изымать другие, не хочу и не буду». По доносу 5 марта священник был арестован. Священномученик Павел Михайлович Светозаров родился 21 мая 1867 году в селе Картмазово Судогодского уезда Владимирской губернии в семье диакона. В 1881 году окончил Муромское Духовное училище, в 1891 году – Московскую Духовную академию. В 1891-1892 годах преподавал в Шуйской мужской гимназии, в 1892-1907 годах – в Шуйской женской гимназии. В 1892 году был рукоположен в сан священника, в 1907 году возведен в сан протоиерея. С 1907 года – отец Павел благочинный, а также председатель Шуйского уездного епархиального училищного совета. Протоиерея Павла Светозарова арестовывали четыре раза: В 1918 году протоиерей Павел Светозаров был арестован за уроки Закона Божиего, которые он перенес из гимназии в собор. В 1921 году его арестовывали дважды – как неблагонадежного, затем – за проповедь. Четвертый раз в 1922 году его, как и иерея Иоанна Рождественского, арестовали, обвинив в сопротивлении изъятию церковных ценностей. Святой мученик Петр Александрович Языков родился 29 августа 1881 года в Шуе в мещанской семье. Был прихожанином Воскресенского собора, пел на клиросе. В юности обучился профессии литейщика и работал на шуйской фабрике объединенной мануфактуры сначала рабочим, а затем заведующим литейной мастерской. Был арестован за то, что, по данным следствия, 15 марта на площади возле собора собирал вокруг себя толпу, ругая советскую власть и говоря, что «эта власть все мерзавцы, нужно бить в набат». На суде протоиерей Павел Светозаров, иерей Иоанн Рождественский и Петр Александрович Языков виновными в сопротивлении властям в изъятии церковных ценностей себя не признали и 10 мая 1922 года в 2 часа утра были расстреляны. Еще раньше, 15 марта 1922 года, во время разгона верующих, протестовавших против изъятия церковных ценностей, красноармейцы убили святых мучеников Авксентия Никитовича Калашникова (родился 6 декабря 1891 года в деревне Калинкино Дуниловской волости в крестьянской семье), счетовода Николая Ефимовича Малкова (родился 2 марта 1901 года в семье крестьянина деревне Конопляново Шуйского уезда), печного мастера Сергея Ивановича Мефодиева (родился 13 ноября 1886 года в Шуе, в мещанской семье) и работавшую на фабрике девицу Анастасию, о которой нет достоверных сведений. Первым из них погиб 22-летний Николай Малков, который, проходя по площади Воскресенского собора, остановился неподалеку от дома отца Павла Светозарова и крикнул: «Православные, стойте за веру!», за что был убит выстрелом в висок. (Материалы о Шуйских новомучениках из книги Е. Ставровского «Святые земли Шуйской» размещены на сайте Шуйской епархии: http://shuya-eparhia.ru/2017/05/10/post_26856/)
ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦА МариЯ НосовА (1938) Преподобномученица Мария Павловна Носова родилась в 1872 году в селе Дубенька Козельского уезда Калужской губернии. В 1893 году поступила послушницей в Страстной монастырь в Москве, после закрытия которого работала санитаркой. 25 октября 1937 года ее арестовали по обвинению в антисоветской агитации, и несмотря на то, что она отрицала свою причастность к политической деятельности, 19 ноября того же года приговорили к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. 10 мая 1938 года она скончалась в Мариинском лагере в Кемеровской области. (Житие на сайте: http://www.fond.ru. «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии», составитель игумен Дамаскин (Орловский).
СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Иоанн СпасскИЙ пресвитер (1941) Священномученик Иван Николаевич Спасский родился 17 сентября 1873 года в селе Васильевское Оленинского района Тверской губернии в семье псаломщика. Окончил Тверскую духовную семинарию и в 1900 году рукоположен в сан священника. Служил в селе Спасском Зубцовского района Тверской губернии, в 1925-1930 годах – в родном селе Васильевское, с 1930 года – в селе Холмец того же Оленинского района. В мае 1935 года был арестован за то, что по просьбе прихожан от их имени написал жалобы Калинину об издевательствах местных властей над людьми. Обвинялся в агитации против Советской власти, но виновным себя не признал. Был приговорен к семи годам лишения свободы. Умер 10 мая 1941 года в больнице на Спасском отделении Карлага (Казахстан) от декомпенсации сердечной деятельности. (Житие на сайте «Древо. Открытая православная энциклопедия»: https://drevo-info.ru/articles/14946.html)
АПОСТОЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Деян. XIV, 20–27. Когда же ученики собрались около него, он встал и пошел в город, а на другой день удалился с Варнавою в Дервию. Проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников, они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и поучая, что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали. Потом, пройдя через Писидию, пришли в Памфилию, и, проповедав слово Господне в Пергии, сошли в Атталию; а оттуда отплыли в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили. Прибыв туда и собрав церковь, они рассказали всё, что сотворил Бог с ними и как Он отверз дверь веры язычникам.
ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ Ин., IX, 39 – X, 9. И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы. Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы? Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. Гл. X. Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник; а входящий дверью есть пастырь овцам. Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его, и он зовет своих овец по имени и выводит их. И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его. За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса. Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет.
Феофилакт Болгарский, блаженный Благовестник или толкование на Евангелие от Иоанна Господь видел, что фарисеи из чуда извлекли для себя более вреда, чем пользы, и чрез это стали достойны большего осуждения, а потому говорит: как кажется и как выходит на деле, Я пришел на суд, то есть для большего наказания, чтобы невидящие видели и видящие, каковы фарисеи, стали слепы душевными глазами. Ибо вот невидящий от рождения видит и душою, и телом, а считающие себя видящими стали слепы умом. Здесь Он говорит о зоркости и слепоте двоякого рода. Фарисеи, всегда хватавшиеся за чувственное, подумали, что Он говорит о слепоте чувственной, и сказали: неужели и мы слепы? Они стыдились одной только этой слепоты телесной. А Господь хотел показать им, что лучше быть слепыми по телу, чем неверующими, и сказал: если бы вы были слепы, то не имели бы греха. Ибо если бы вы по необходимости, от природы, были слепы, вам могло бы быть дано прощение в неверии, которым вы заражены. Но ныне вы говорите, что вы видите и, однако же, быв самовидцами чуда над слепым, еще остаетесь в неверии, а потому и недостойны прощения. Ибо грех ваш остается неизгладимым, и вы тем более будете наказаны, что не приходите к вере при очевидных чудесах. Слова сии, - если бы вы были слепы, то не имели бы греха, - можно и так понимать. Вы спрашиваете о телесной слепоте, которой одной и стыдитесь. А Я говорю о душевном вашем ослеплении, что если бы вы были слепы, то есть несведущи в Писании, то не имели бы на себе столь тяжкого греха, ибо грешили бы по незнанию. А теперь вы говорите, что вы видите, и выдаете сами себя за разумных и опытных в законе, посему вы сами себя осуждаете и имеете на себе грех больший, потому что грешите сознательно. Гл. X. Господь словами, что вы истинно слепы по душе чрез недуг неверия, упрекнул фарисеев за неверие. Чтобы они не могли сказать, что мы отвращаемся Тебя не по слепоте нашей, а во избежание обмана, Он ведет о сем продолжительную речь. Какую именно? Он выставляет признаки как истинного пастыря, так и волка - губителя, и таким образом показывает о Самом Себе, что Он добр, ссылаясь во свидетельство на дела. - Сначала Он излагает отличительные свойства губителя. Он, говорит, не входит дверью, то есть Писаниями, ибо он не свидетельствуется ни Писаниями, ни пророками. Писания поистине суть дверь; ибо мы чрез них приближаемся к Богу. Они не позволяют входить волкам, ибо отлучают еретиков, поставляя нас в безопасности и сообщая нам знание обо всем, о чем пожелаем. Итак, вор - тот, кто не входит чрез Писания во двор овчий, чтобы заботиться об овцах, но восходит инде, то есть сам себе прокладывает дорогу иную и необычайную, как, например, Февда и Иуда. Они пред пришествием Христовым обманули народ, погубили его и сами погибли (Деян.5:36.37). Таков будет и скверный антихрист. Ибо у них свидетельство не из Писаний. Намекает и на книжников, которые не выполняли ни одного слова из заповедей закона, а учили заповедям человеческим и преданиям. Прилично сказал: восходит. Это идет к вору, который перепрыгивает чрез ограду и делает все с опасностью. Это - признаки разбойника. - Вот и признаки пастыря. Пастырь входит чрез Писания, и придверник отворяет Ему. Под придверником разумей, пожалуй, и Моисея, ибо ему вверены были слова Божии. Моисей отворил дверь Господу, без сомнения, тем, что говорил о Нем. Сам Господь сказал: если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне (Ин.5:46). Или придверник есть Дух Святый. Так как Писания, понимаемые при озарении от Духа Святаго, указывают нам Христа, то справедливо - Дух Снятый придверник. Им, как Духом премудрости и знания, отворяются Писания, чрез которые Господь входит в попечение о нас и чрез которые Он оказывается Пастырем. И овцы слушаются голоса Пастыря. - Фарисеи часто называли Господа обманщиком и доказывали это своим собственным неверием, говоря: неужели кто-нибудь из начальников уверовал в Него (Ин.7:48)? Посему Господь показывает, что не Его нужно считать губителем за то, что они не веруют, а их нужно исключить из числа овец. Я, говорит, вхожу дверью. Очевидно, Я поистине Пастырь. Вы не последовали за Мною и тем показали о себе, что вы не овцы. Откуда же выводит Своих овец? Из среды неверных, как, например, извел из среды иудеев слепца, который и услышал Его, и узнал Его. - И идет перед овцами, хотя у телесных пастухов бывает наоборот, ибо они ходят позади овец. Сим показывает, что Он всех приведет к истине. И учеников, как овец, посылает в средину волков (Мф.10:16). Так, подлинно, пастырское служение Христа необычайно. За чужим не пойдут, потому что не знают чужого голоса. И здесь, без сомнения, намекает на Февду и Иуду, за которыми овцы не последовали, ибо немногие были обольщены, да и те, по смерти их, отстали. А за Христом и при жизни, и в особенности после смерти, ходил весь мир (Ин.12:19). - Намекает и на антихриста, ибо и он немногих обольстит, а после своей погибели не будет иметь последователей. Слова: "не идут" показывают то, что по смерти обманщиков никто не будет внимать или следовать. Итак, Писания суть дверь. Чрез эту дверь Господь выводит овец на пастбище. Какое же пастбище? Будущее наслаждение и успокоение, в которое Господь вводит нас. Если в иных местах Он и Самого Себя называет дверью, сему не нужно дивиться. Ибо, когда Он хочет изобразить Свое попечение о нас, Он называет Самого Себя пастырем, а когда хочет показать, что Он приводит к Отцу, тогда называет Самого Себя дверью, подобно тому, как Он же в разных смыслах есть и Овца, и Пастырь. Еще под дверью разумеются слова божественных Писаний; а Господь Сам есть и называется Слово; следовательно, может быть назван и Дверью. Иисус сказал им в этих словах притчу, или сравнение, и употребил неясную речь для того, чтобы сделать их более внимательными. Когда же достиг этого, то разрешает неясность и говорит: Я - Дверь. "Все, сколько их ни приходило". Сие сказал не о пророках, как безумствуют манихеи. Они пользуются сим изречением для доказательства того, что Ветхий Завет не от Бога, и пророки не были посылаемы Богом. Вот, говорят, Господь сказал, что все, сколько ни приходило, суть воры и разбойники. Но Он сказал это не о пророках, а о Февде и Иуде, и прочих возмутителях. А что сказал о них, это видно из того, что прибавил: "овцы не послушали их". Ибо овцы не послушали этих возмутителей, а пророков послушали, и, сколько ни уверовало во Христа, все чрез них уверовали. И иначе: "овцы не послушали их". Сказал это в похвалу. Но нигде не видно, чтобы Он хвалил тех, которые не слушали пророков, напротив, Он сильно осуждает и обличает их. Потом, обрати внимание на точность выражения: сколько "ни приходило", а не говорит: сколько "ни (было) послано". Ибо пророки приходили потому, что были посланы, а лжепророки, как и вышесказанные мятежники, приступали к развращению обольщаемых тогда, как никто их не посылал. Так и Бог говорит: Я не посылал их, они бежали (Иер.23:21). Кто Мною, дверью, войдет и приведется к Отцу, и станет Его овцою, тот спасется, и не только спасется, но и получит великую неустрашимость, как и Господь, и Владыка. Ибо это обозначает словами: "и войдет, и выйдет". Так и апостолы смело входили и выходили пред повелителей, и выходили радостными и непобедимыми (Деян.5:41). "И найдет пастбище", то есть обильную пищу. И иначе: так как наш человек двойствен, по выражению апостола Павла, внутренний и внешний (Рим.7:22; 2Кор.4:16), то можно сказать, что входит тот, кто заботится о внутреннем человеке, и тот опять выходит, кто члены, которые на земле, и дела плотские умерщвляет во Христе (Рим.8:13). Такой найдет пастбище и в будущем веке, по сказанному: Господь пасет меня, и ни в чем не будет у меня недостатка (Пс.22:1). | |
Просмотров: 861 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |