Главная » Файлы » Православие » Православие

23 МАЯ /10 МАЯ СТАРОГО СТИЛЯ, СРЕДА. ДЕНЬ ПОСТНЫЙ
22.05.2018, 23:56

Святые, память которых сегодня чтит Православная Церковь

 

 

 

Апостол Симон Зилот (I)

 

 

Святой апостол Симон Зилот происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Обручника Иосифа, по плоти братом Господа, и одним из 12-ти апостолов. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, - претворение воды в вино, произошло в доме Симона: во время пира для гостей недостало вина. Тогда Господь, по предстательству Пресвятой Богоматери, претворил воду в вино. Пораженный чудом, Симон всем сердцем и душой уверовал в Господа Иисуса как обетованного Мессию и, все оставив, последовал за Ним. Симон получил наименование "зилота", т. е. ревнителя. В день Пятидесятницы он принял вместе с другими Апостолами дар Святого Духа. Святой апостол Симон проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Ливии, Киринее и Британии. В Абхазии принял мученическую кончину, был распят на кресте. Погребен в городе Никопсии около Сухуми. Впоследствии (в ХIХ в.) на месте подвигов святого Апостола, близ Иверской горы, был сооружен Новоафонский монастырь Симона Кананита. Доныне сохранилась пещера, в которой подвизался святой Апостол.

(Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/911990.html. Апостол Симон Кананит с орудием своего мученичества. Караваджо, 1600-е годы)

 

 

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский (1226)

 

 

Святитель Симон, епископ Владимирский и Суздальский, описатель жизни Киево-Печерских преподобных отцов, был пострижеником Печерской обители, вероятно, во второй половине ХII века. В 1206 году был назначен игуменом Владимирского Рождество-Богородицкого монастыря, а в 1214 году, по желанию князя Георгия Всеволодовича († 1238), был поставлен первым епископом Владимира-на-Клязьме и Суздаля. В 1218 году им был освящен храм в Рождественском монастыре, а в 1225 году - соборный в Суздале. Великий князь глубоко почитал святителя Симона и готов был открыть новую епископскую кафедру в Суздале для его друга, инока Поликарпа из Киево-Печерского монастыря, который искушался духом честолюбия. Но святитель Симон, видя духовное состояние Поликарпа, отговорил великого князя от его намерения, а самому Поликарпу написал глубоко назидательное послание, в котором он преподал своему другу наставления против его душевных недугов. Послание Симона положило начало Киево-Печерскому патерику и принесло составителю его имя мужа учительного. Накануне преставления, в 1226 году, святитель принял схиму. Первоначально тело его было погребено во Владимире, а затем, согласно завещанию самого святителя, перенесено через несколько лет в Киево-Печерскую Лавру, где почивает в Антониевых пещерах.

(Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/911987.html. Святители Феодор, Иоанн, Дионисий, Симон, прпп. Евфимий и Евфросиния Суздальские (фрагмент). Икона. Россия. Середина XIX в. Из Рождественского собора в Суздале)

 

 

Блаженный Симон, Христа ради юродивый, Юрьевецкий (XVI)

 

 

Святой блаженный Симон Юрьевецкий является одним из древних святых, почитаемых Русской Православной Церковью. Он жил в XVI веке. С юношеских лет Симон принял на себя особый подвиг юродства Христа ради и ушел из родительского дома в дремучие леса, около села Ёлнати. Там он провел 15 лет, затем перешел в город Юрьевец. Блаженный еще при жизни получил дары, которыми пользовался во славу Божию, для врачевания болезней и нравственного исправления ближних. Есть свидетельства, что он переходил Волгу по воде, как по суше. Блаженный Симон за много десятилетий предсказал создание Кривоезерской пустыни ― одного из самых известных монастырей Иваново-Вознесенской земли. В настоящее время остатки монастыря затоплены и находятся на дне Волги.

Тело святого было погребено на территории Богоявленского монастыря города Юрьевец. В 1619 году над могилой блаженного был построен храм. В 1635 году игумен Богоявленского монастыря Дионисий сообщил Патриарху Иоасафу об исцелениях у мощей блаженного Симона. В том же году по благословению Патриарха блаженный Симон Юрьевецкий был прославлен в лике святых. В 1666 году ему была составлена особая служба, являющаяся выдающимся памятником русской литературы.

(Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/646904.html)

 

Мученики Алфий, Филадельф, Кирин, Онисим, Еразм и иные (251)

 

 

Происходили из Васканской области (возможно, современный город Васто в Южной Италии). Онисим обратил ко Христу сыновей знатного архонта Виталия братьев Алфия, Филадельфа и Кирина, а также сына их покойной сестры Еразма. Во время одного из гонений (вероятнее всего, при императоре Деции) они вместе с другими 14 христианами были преданы суду наместника Лициния. Он приговорил к казни Онисима, который был задавлен положенным ему на грудь камнем, и Еразма с 14 мучениками, которых усекли мечом. Трое же братьев были отправлены в Рим, а оттуда на остров Сицилию, где они были замучены наместником Тертиллом (в Месополе Леонтинском): Алфий умер от кровоистечения после урезания языка, Филадельф был сожжен на решетке, а Кирин - на сковороде. При виде их мучений обратились ко Христу многие жители Италии и Сицилии, в том числе иудеи. В 1517 году мощи святых братьев были обретены в городе Лентини, покровителями которого они почитаются. Их культ распространился по всей Сицилии. Сохранилось обширное повествование об их мученичестве со многими поздними интерполяциями.

(Житие на сайте Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/115570.html)

 

 

Мученик Исихий Антиохийский (IV)

 

 

Святой мученик Исихий Антиохийский жил в царствование Максимиана Галерия (305-311) в городе Антиохии, где занимал высокую и почетную должность при императорском дворе. Максимиан издал эдикт, по которому лишал воинского звания и изгонял с военной службы всех христиан. Тем, кто не изменял христианской вере, он приказывал снимать с себя воинские пояса и знаки воинского отличия и переходить на положение наемных слуг. В числе таких был и Исихий. Максимиан приказал Исихию снять с себя одежды сановника, надеть грубую одежду и находиться среди женской прислуги. Через несколько дней он призвал к себе Исихия и спросил: "Неужели тебе не стыдно оставаться в таком бесчестии?" Святой Исихий отвечал: "Честь, которую я имел от тебя, временна". Тогда Максимиан приказал утопить святого Исихия в реке, привязав ему на шею жернов. Год смерти мученика точно не известен.

(Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/911984.html. Минологий-Май (мч. Исихий). Фреска церкви Благовещения. Грачаница. Косово. Сербия. Около 1318 г.)

 

Преподобная Исидора юродивая (IV)

 

 

В конце IV века на берегу Нила в женской обители, расположенной напротив Тавеннисиотского монастыря святого Пахомия, жила монахиня Исидора. Она притворялась безумной и бесноватой, дабы претерпеть поношения от людей. Одетая в лохмотья, она выполняла самые грязные работы на кухне и довольствовалась крохами, которые подбирала на столах.

Однажды по повелению Ангела в монастырь пришел известный подвижник святой Питирим и попросил увидеть всех сестер. Никто не счел нужным позвать безумную Исидору, но Питирим заставил привести и ее. Когда блаженная явилась, он пал ниц перед ней со словами: «Благослови меня!» Ему возразили, что сестра безумна и достойна презрения, но святой отвечал, что она заслуживает быть их духовной матерью (по-коптски – «аммой»). Ведь, несмотря на то, что Исидору постоянно оскорбляли и издевались над ней, сердце ее никогда не удалялось от Господа.

После ухода Питирима сестры непрестанно просили прощения у святой и всячески выказывали ей уважение. Тогда Исидора тайно ушла из монастыря доживать свои дни в месте, доселе никому не известном.

(Житие на сайте Православие.ru: http://www.pravoslavie.ru/61705.html)

 

 

Блаженная Таисия (V)

Святая Таисия жила в Египте в V веке. Оставшись сиротой после смерти богатых родителей, она сначала вела благочестивую жизнь, посвящая себя благотворительности и помощи больным. Нередко в ее доме останавливались иноки, приходившие из пустыни в город для продажи своих корзин. Таисия пользовалась всеобщей любовью и уважением. После нескольких лет усердной благотворительной деятельности имение Таисии истощилось, и она стала нуждаться. Тогда она познакомилась с некоторыми неблагонамеренными людьми и подпала под дурное влияние. Ее жизнь становилась все более и более беспорядочной. Иноки пустынного скита, посещавшие раньше Таисию, узнав о такой перемене, произошедшей с нею, опечалились. Призвав своего авву, Иоанна Колова, они сказали ему: «Мы слышали о сестре Таисии, что она разорилась. Когда она была состоятельной, она оказывала нам свою любовь. И мы ныне должны показать нашу любовь и помочь ей. Потрудись посетить ее». Авва Иоанн пришел к Таисии, сел возле нее, взглянув ей пристально в глаза, приклонил потом голову и начал горько плакать. Таисия смутилась и спросила старца: «Авва, что ты плачешь?» Он ответил: «Вижу, что сатана играет на лице твоем, и как мне не плакать? Чем не понравился тебе Иисус, что ты обратилась на противные Ему дела?» Она, услышав это, затрепетала и воскликнула: «Отец! Есть ли для меня покаяние?» Он ответил: «Есть!» — «Тогда веди меня куда знаешь», — сказала она ему и, встав, вся в слезах пошла вслед за ним. Авва Иоанн удивился только, что перед уходом Таисия не распорядилась, что делать с ее имуществом и вещами, и даже ни с кем не попрощалась. Когда они достигли пустыни, уже смеркалось. Авва Иоанн сделал для Таисии возглавие из песка и в некотором расстоянии такое же другое для себя. Оградив ее возглавие крестным знамением, сказал: «Здесь усни», — а сам, исполнив свои молитвы, тоже прилег. Утром старец начал будить Таисию, но тут он обнаружил, что она уже мертва. Старец сильно опечалился, думая, что душа Таисии погибла, так как она не успела покаяться, причаститься и стать инокиней. Тогда услышал голос: «Один час ее покаяния принят более долговременного покаяния других, не оказывающих при покаянии такого самоотвержения». Так Господь открыл авве Иоанну, что Он простил Таисию за искренность и решительность ее раскаяния.

(Житие на сайте Православие.ru: http://days.pravoslavie.ru/Life/life6860.htm)

 

 

Преподобный Додо Гареджийский (623) (Грузинский святой) (переходящее празднование в среду по Вознесении)

Преподобный Додо Гареджийский происходил из кахетинского княжеского рода и был известен благочестием и склонностью к отшельнической жизни. Услышав о преподобном Давиде, он прибыл в Гареджи и подвизался под руководством преподобного в собственноручно высеченной пещере. С увеличением числа братии он по благословению преподобного Давида основал на южном склоне горного кряжа, напротив Давидгареджийского монастыря, монастырь Додос Рка (груз.- ветвь Додо) во имя Пресвятой Богородицы. Преподобный Додо Гареджийский был близким другом и духовником преподобного Давида; отправляясь в Иерусалим на поклонение Гробу Господню, преподобный Давид поручил преподобному Додо Гареджийскому и преподобному Лукиану Гареджийскому опекать все обители Гареджи во время его отсутствия. По преданию, преподобный Додо Гареджийский еще при жизни удостоился даров чудотворения и власти над нечистым духом. В Житии указано, что он управлял Додос Рка 25 лет и скончался в возрасте 90 лет.

(Житие на сайте Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/178730.html)

 

АПОСТОЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Деян., XXIII, 1–11. Павел, устремив взор на синедрион, сказал: мужи братия! я всею доброю совестью жил пред Богом до сего дня. Первосвященник же Анания стоявшим перед ним приказал бить его по устам. Тогда Павел сказал ему: Бог будет бить тебя, стена подбеленная! ты сидишь, чтобы судить по закону, и, вопреки закону, велишь бить меня. Предстоящие же сказали: первосвященника Божия поносишь? Павел сказал: я не знал, братия, что он первосвященник; ибо написано: начальствующего в народе твоем не злословь. Узнав же Павел, что тут одна часть саддукеев, а другая фарисеев, возгласил в синедрионе: мужи братия! я фарисей, сын фарисея; за чаяние воскресения мертвых меня судят. Когда же он сказал это, произошла распря между фарисеями и саддукеями, и собрание разделилось. Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то и другое. Сделался большой крик; и, встав, книжники фарисейской стороны спорили, говоря: ничего худого мы не находим в этом человеке; если же дух или Ангел говорил ему, не будем противиться Богу. Но как раздор увеличился, то тысяченачальник, опасаясь, чтобы они не растерзали Павла, повелел воинам сойти взять его из среды их и отвести в крепость. В следующую ночь Господь, явившись ему, сказал: дерзай, Павел; ибо, как ты свидетельствовал о Мне в Иерусалиме, так надлежит тебе свидетельствовать и в Риме.

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Ин., XVI, 15–23. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам. Вскоре вы не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, ибо Я иду к Отцу. Тут некоторые из учеников Его сказали один другому: что это Он говорит нам: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня, и: Я иду к Отцу? Итак они говорили: что это говорит Он: "вскоре"? Не знаем, что говорит. Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет. Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир. Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас; и в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

 

 

ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, БЛАЖЕННЫЙ

БЛАГОВЕСТНИК ИЛИ ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Потом, так как Господь говорил, и они слышали, что один у них Учитель Христос (Мф.23:8), то чтобы не подумали: если один Учитель - Ты Сам, то как же говоришь, что будет и другой Учитель - Дух, - чтобы не подумали этого, Он прибавляет: "от Моего возьмет", то есть из того, что Я знаю, от Моего знания. Иначе: "от Моего", то есть от сокровища Моего, которое есть Отчее. И как все, что имеет Отец, есть Мое, и Мое богатство, а Утешитель будет говорить от Отца; то Я справедливо говорю: "от Моего возьмет", то есть сокровища, и богатства, и знания. Для чего же столько благ даровал нам Дух, а не Сын? На это, во-первых, скажем то, что путь к дарам Духа сотворил Сын, и Он есть виновник стольких благ. Ибо, если бы Он не истребил грех, как мы удостоились бы Духа? Ибо Дух не будет обитать в теле, повинном грехам (Прем.1:4). Посему, велики дарования Духа, но основание их во Христе. Потом, так как имели явиться еретики, уменьшающие достоинство Духа из-за того, что Он пришел после Сына, то Он предоставляет Ему действовать в апостолах более чем Сам, для того, чтобы, побуждаемые величием даров, они и против воли признали достоинство Духа и не считали Его меньшим Сына из-за того, что Он явился в мире после Него.

Для чего Христос опять напоминает им об удалении и смерти Своей, тогда как более следовало бы скрывать это? Он упражняет их душу и делает ее более твердою, и постоянно напоминает о печальном для того, чтобы они свыклись с этим и ожидали этого, а не были поражены внезапностью. В то же время к печальному присовокупляет и могущее одушевить. Так и здесь сказал печальное: "вскоре вы не увидите Меня"; прибавил и радостное: "и опять вскоре увидите Меня", потому что Я восхожу к Богу, Могущему помочь вам; Я не погибаю, а переменяю состояние; разлука Моя не надолго, а пребывание Мое с вами, которое затем наступит, вечно. Но они этого не понимали. Посему-то иной может и подивиться, как они не уразумели слов Его. Вероятно, печаль, овладевшая их душою, изглаждала из памяти их то, что говорилось, или непонятливость нашла на них от неясности самых слов. Посему и представляется им в словах Иисуса некоторое противоречие: если мы увидим Тебя, то куда Ты отходишь? Если же Ты отходишь, то как мы увидим Тебя? Это казалось им загадкою.

Господь видел, что ученики, обремененные печалью, не совсем поняли слова Его; посему предлагает им яснейшее учение о Своей смерти, чтобы, свыкшись со словами и делами, мужественно перенесли ее. "Вы", говорит, "восплачете и возрыдаете" о том, что Я умру на Кресте, "а мир возрадуется", то есть иудеи, мудрствующие мирское, возрадуются, что уничтожили Меня, врага своего; но "печаль ваша в радость будет", а радость иудеев, напротив, обратится им в печаль, когда по воскресении будет славиться имя Мое. Под радостью мира можешь разуметь и не радость иудеев, которою они возрадовались умерщвлению Господа, но спасение мира, так что в словах сих будет такой смысл: вы будете печальны, но эти страдания Мои, о которых вы печалитесь, будут радостью всего мира и спасением. Потом приводит и обыкновенный пример женщины и родов. Это сравнение употребляли и пророки, жестокостью родильных болезней обозначая высшую степень скорби. Он говорит как бы так: вас застигнут скорби, как бы болезни рождения; но болезнь бывает причиною рождения. В то же время удостоверяет учение о воскресении и показывает, что умереть похоже на то, как выйти из утробы матерней на свет. Не удивляйтесь же, что радости вам должно достигнуть чрез такую печаль. Ибо и мать чрез скорбь и болезнь достигает того, что становится матерью. Здесь Он намекает на нечто таинственное, именно: что Он разрушил болезни и смерть и соделал то, что родился Человек новый, уже не истлевающий, уже не умирающий, который есть Сам Господь. Ибо, смотри, Он не сказал: женщина уже не помнит скорби потому, что родилось "у нее" дитя, но потому, что родился человек "в мир". Не без цели Он так сказал, но для того, чтобы загадочно и прикровенно намекнуть на то, что Он Сам есть Человек, родившийся не для ада, чревоболевшего Им, но для мира. Ибо для нас родился от воскресения новый и нетленный Человек, Иисус Христос, Бог наш. Итак, пример рождающей женщины не требует во всем приноровления к событиям Христовым, но только имеет целью показать, что печаль временна и что от этих болезней велика польза и что воскресение рождает для жизни и нового бытия. Все прочее в сравнении не имеет приложения, и справедливо. Ибо это - притча, а притча, если во всех частях сохранится, не есть уже притча, но то самое, что ею изображается. Так и здесь под болезнями рождения мы уразумеем печаль апостолов, под радостью - утешение их по воскресении, и опять под разрешением болезней - разрушение ада, а под рождением - воскресение Перворожденного из мертвых. Но уже не разумеем под матерью - ад; ибо не ад обрадовался, а возрадовались апостолы, и возрадовались такою радостью, которой у них никто не отнял. Ибо, когда их обижали, когда их бесчестили за имя Христово, они и тогда радовались (Деян.5:41). Словами: "радости вашей никто не отнимет", показывает также и то, что Он уже не умрет, но, всегда будучи жив, подаст им радость неиссякаемую. Когда, говорит, Я воскресну, а затем придет Утешитель к вам и наставит на всякую истину, тогда вы не спросите Меня ни о чем, как, например, прежде спрашивали: куда Ты идешь? (Ин.14:5), покажи нам Отца (Ин.14:8). Ибо силою Духа вы будете знать все. Или "спросите" употреблено вместо: попросите, потребуете. Итак, когда Я, по воскресении из мертвых, пошлю вам Утешителя, тогда вы уже не попросите Меня, то есть не будете нуждаться в Моем посредничестве, но довольно будет вам произнести имя Мое, чтобы желаемое получить от Отца. Итак, здесь Он показывает силу Своего имени; так как Его не будут видеть и не будут просить, а только назовут имя Его, и Он будет творить такие дела. "Доныне вы ничего не просили во имя Мое", а отныне "просите и" непременно "получите". Посему полезнее, чтобы Я умер; ибо отныне вы получите большее дерзновение пред Отцом Моим. Хотя Я и разлучусь с вами, но вы не думайте, что вы оставлены Мною; ибо разлучение Мое даст вам большее дерзновение, и радость ваша тогда будет самая полная, когда вы получите все просимое. Примечай же: получает тот, кто просит во имя Христа. А из тех, кои желают предметов мирских и душевредных, никто не просит во имя Христово, а потому и не получает. Ибо имя Христа Божественно и спасительно. Если же кто просит пагубного для души, то неужели мы скажем, что он просит во имя Спасителя?

Категория: Православие | Добавил: aleksej-torba | Теги: 23 мая
Просмотров: 902 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0