Главная » Файлы » Православие » НРАВСТВЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ |
09.01.2018, 22:14 | |
Как надо переносить скорби
Мы сидели в соседних креслах в фойе Центра культуры и досуга «Факел» подмосковного города Фрязино, ожидая начала встречи с известным богословом, заслуженным профессором Московской духовной академии и семинарии Алексеем Ильичём Осиповым. Незнакомка, улыбаясь своим мыслям, была рядом со мной, и одновременно в другом мире. Её темно-серые, не выцветшие от возраста глаза, были устремлены куда-то вверх, не останавливаясь на постепенно прибывающих зрителях. Иногда она машинально поправляла волосы с густой проседью, мельком проглядывала новую книгу профессора, которой бесплатно обеспечивали всех желающих, и вновь погружалась в свои мысли. Скорее всего, она настраивалась на беседу о смысле жизни, и вопросах жизни и смерти, о которых должна была пойти речь на встрече. Из этой задумчивости её вывела девушка в очках, кругами бродившая по фойе, исподволь приглядываясь к расположившимся в креслах и на диванах зрителям. – Можно спросить, а вы против абортов? – вдруг обратилась к нам она, и объяснила, что собирает подписи за запрет абортов, кроме как по медицинским показаниям. К моему удивлению, моя соседка не согласилась с ней. Она стала доказывать, что каждая женщина должна по своей воле решать этот вопрос, и нельзя ограничивать ее свободу. Что надо не запрещать будущим мамам делать аборт, а следует вразумлять их. Потому что если пойти по пути законодательных запретов, то желающих убить ребенка в чреве все равно не удастся остановить. Это приведёт лишь к тому, что увеличится число подпольных абортов, а значит и к росту гибели несостоявшихся матерей. Однако переубедить собирательницу подписей не удалось. – Почему жизнь матери дороже жизни ребёнка? Разве ребенок не достоин жить? – спрашивала она. – Достоин, но запретами мы ничего не добьёмся. Надо поднимать духовный уровень будущих матерей, иначе будет ещё больше смертей, – возражала ей моя соседка. Обе они сходились в том, что убивать младенцев во чреве нельзя, поскольку Церковь категорически запрещает делать аборты, за исключением случаев, когда на этом настаивают врачи. Но что делать, если у будущей матери нет ни материальных средств, ни душевных сил противостоять трудностям, связанным с появлением на свет нового человека? Представительница набирающего силу общественного движения за запрет абортов продолжала настаивать на том, чтобы заставить будущих матерей сохранить ребенку жизнь с помощью закона. Моя соседка, в свою очередь, была по-прежнему против запретительных мер, потому что они могли привести к смерти молодых женщин. Когда их спор окончательно зашел в тупик, и девушка отправилась агитировать за новый законопроект дальше, я решил поближе познакомиться со своей соседкой. Прежде всего, мне хотелось узнать, почему она так уверена в том, что в тех, кто хочет избавиться от плода, можно вдохнуть силы противостоять бедам и трудностям, помочь им не упасть духом и, несмотря ни на что, сохранить и вырастить ребенка. Надежда Борисовна, как представилась мне незнакомка, охотно ответила на мои вопросы, и рассказала о постигшем ее горе – как ни странно, спокойно улыбаясь. Оказывается, тринадцать лет назад у Надежды Борисовны погибла взрослая дочь. С детства девочка увлекалась техникой, и когда знакомые парни продемонстрировали ей только что отремонтированный мотоцикл, недолго думая, села за руль. Но выехать со двора ей не удалось. Мотоцикл оказался неисправным и, врезавшись в стену дома, превратился в горящий факел. Узнав о том, что полученные дочерью ожоги несовместимы с жизнью, Надежда Борисовна сама оказалась на грани выживания. Обрести спокойствие и найти в себе силы воспитывать внука, который вскоре остался не только без матери, но и без рано умершего отца, по-прежнему успешно работать инженером в НПП «Исток» ей тогда помогли лекции Алексея Ильича, которые побудили ее ходить в храм и читать творения святых отцов. И теперь она старается не пропустить ни одной встречи с ним.
Когда мы поднялись на второй этаж и вошли в зал, в котором не осталось ни одного свободного места, Осипов, за которым поехал на своей машине в Сергиев Посад муж директора «Факела», ещё не приехал. Напряжение с каждой минутой нарастало. Наконец знакомый всем собравшимся по многочисленным очным и заочным встречам невысокий худощавый профессор в неизменном костюме и с безукоризненно повязанным галстуком стремительно зашагал вдоль рядов кресел к сцене, и зал разразился аплодисментами. Начал Осипов, как всегда, с шутки – предложил мысленно задавать ему вопросы, а он, мол, так же, не произнося ни слова, будет на них отвечать. Представить себе без смеха эту картину было, конечно, невозможно. Но шутки шутками, а под острым взглядом карих глаз седовласого человека за столом казалось, что он и в самом деле знает о том, что действительно больше всего волнует каждого из нас. Так что я совсем не удивился, когда прежде чем перейти к ответам на вопросы, поданным, конечно не мысленно, а в письменном виде или от микрофона, профессор заговорил о том, что позволяет не только Надежде Борисовне, но и многим другим людям с улыбкой на устах пережить их горе. Оказывается, есть три христианских ступени отношения ко всему скорбному. Первая, самая низшая ступень, – это все терпеть и никого не винить. Чтобы взойти на вторую ступень, надо понять, что всё, что случается с нами, происходит в полном соответствии с нашим духовным состоянием. Счастлив человек, осознавший, что получает скорби в соответствии со своими делами. – Вторая ступень – достойное по делам моим я получаю, – характеризует такое состояние души Алексей Ильич. – О, какое благо, если действительно человек осознает это и посмотрит на свою жизнь. Посмотрит не только на свои дела, но и на свои намерения, желания, устремления, на свои лукавства, обманы и лицемерие. Это состояние можно выразить понятием смирения, то есть реального осознания того, кто я есть на самом деле. Блажен человек, который подумает об этом и скажет от всей души: «Достойное по делам моим приемлю». Есть и третья ступень отношения к скорбям, на которую может подняться далеко не каждый. Для этого, по словам профессора, надо не только понять, что если, например, с твоим ребенком произошло несчастье, то ты получил достойное по своим делам. Надо ещё и возблагодарить Бога за то, что Он дает возможность этими несчастьями хоть немножко исцелиться от той скверны, которой ты заразил сам себя. В этой связи Алексей Ильич привел в пример распятого по правую сторону от Иисуса Христа разбойника, который раскаялся в своих злодеяниях и первым из всех людей попал в рай: – Тот, кто может благодарить Бога во время жестоких неприятностей своей земной жизни, тот действительно слышит слова: «Сегодня же со мной будешь в раю». Где рай? Переживание рая внутри человека. Не надо думать, что он где-то на какой-то планете. Внутри человека и рай, и ад. Вот это благодарение Бога дает рай человеку. Другими глазами посмотрел я после этих слов на Надежду Борисовну, чье материнское сердце не разорвалось от горя, а очистилось скорбями. Потеряв дочь, она как никто другой видит, на какие страдания обрекают себя женщины, которые избавляются от плода. Ведь, по сути дела, они губят не только своего ребенка, но и свою душу. Потому что расплачиваться за этот поступок приходится не по земным законам, а по закону совести. Алексей ТОРБА «Ключъ», 10 апреля 2014 г. На снимках: заслуженный профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов Фото автора | |
Просмотров: 725 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |