Главная » Файлы » Православие » ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО |
06.05.2018, 20:45 | |
На Бутовском полигоне новомученики и исповедники российские шли на смерть вместе со своей паствой
5 мая 2018 года, в субботу четвертой недели по Пасхе, как всегда в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл под открытым небом совершал Божественную литургию на расстрельном полигоне НКВД в подмосковном Бутово. Здесь с 8 августа 1937 года по 19 октября 1938 казнили 20762 человека. Вокруг рвы с уложенными в них вповалку трупами, утрамбованными бульдозером. И, кажется, что поет не хор православного университета, а расстрелянные, большинство из которых простые безвинные люди – служащие, рабочие и крестьяне, не понимающие, за что их убивают. Разных возрастов и занятий – от 15-летних подростков до 80-летних старцев, от уголовников (их было 5595 человек) до деятелей науки и искусства, они встретили смерть вместе с 935 осужденными за исповедание Православной веры. А значит, независимо от прежнего образа жизни, осужденные могли вознести молитву вместе с архимандритами, протоиереями, игуменами, иеромонахами, священниками, диаконами, иеродиаконами, монахами, псаломщиками, церковными старостами, регентами, певчими и теми, кто убирал и охранял храмы. Благодаря напутствию и поддержке новомучеников и исповедников российских, все расстрелянные имели возможность повторить судьбу распятого на Голгофе и покаявшегося разбойника, первым из людей вошедшим в рай вслед за Иисусом Христом. В свой последний час они были не одиноки, потому что пастыри до конца выполнили свой священнический долг – не оставили народ русский один на один с врагом рода человеческого, когда к власти в стране пришли коммунисты. А ведь у тех, чья единственная вина состояла в исповедании Православной веры, была возможность отказаться от своих убеждений, но они по своей воле не сделали этого. Об этом сказал в своей проповеди по окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви, напомнив верующим фрагмент Евангелия от Иоанна: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и позна́ете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32), который читался в этот день за Божественной литургией. Уже не первый раз, говоря о мучениках и исповедниках российских, Патриарх размышляет о свободно сделанном ими выборе: «У кого-то может возникнуть мысль: да какая же тут свобода? Ведь эти верующие люди, которые, несомненно, исповедовали Господа Иисуса Христа, несомненно были Его учениками, потеряли всякую свободу! Они ни в чем не были виновны, однако были арестованы, нередко подвергались пыткам и, в конце концов, были умерщвлены здесь! О какой же свободе идет речь? Но вот что удивительно. Их жертва, принесенная за Господа, была абсолютно свободной. Большинство из них могли отказаться от веры, похулить Господа, встать в ряды тех, кто был тогда так необходим власти, — пропагандистов, боровшихся с религией. Тогда и Бутова бы не было! Но они этого не сделали — ни архиереи, ни священники, ни монахи, ни множество мирян. Все они погребены здесь потому, что оказались верными Господу даже до смерти. В чем же тогда их свобода? А свобода их в том, что они оказались сильнее власти, сильнее машины угнетения. У людей, которые их допрашивали, истязали и, наконец, расстреливали, была власть над ними. Они могли лишить их свободы передвижения, но они не могли лишить их свободы мысли, свободы веры и подлинной свободы выбора. И наши великие предшественники, мученики и исповедники Церкви Русской, захороненные здесь, на Бутовском кладбище, явили образец той свободы, о которой Господь говорит словами Евангелия от Иоанна, удивительно созвучными сегодняшнему дню». К сказанному Патриархом надо добавить, что свой выбор казненные на Бутовском полигоне новомученики и исповедники сделали задолго до своего ареста. Оставаться в стране, в которой началось гонение на Церковь, значило подвергать себя смертельному риску. Но они не последовали примеру многих православных христиан, покинувших страну после установления безбожной Советской власти, и продолжали идти своим путем – служили по силе возможностей в православных храмах, с каждым днем приближаясь к своей Голгофе. Объяснить этот осознанный выбор нельзя ничем иным, кроме как желанием быть вместе со своим несчастным народом. Это подтверждают и слова Патриарха, который так заканчил свою проповедь: «Господь открывает нам подлинный смысл многого, и, может быть, одна из самых великих и важных истин, которые Он помогает нам понять, касается свободы. Вот и сегодня мы вспоминаем мучеников — борцов за подлинную свободу не только для себя, но и для всех нас». Можно только себе представить, как остро нуждались осужденные в напутствии священника или просто верующего человека, когда в бараке на Бутовском полигоне им зачитали приговор. Как придавала им силы уверенность в том, что после смерти они не умрут, а будут вместе с Иисусом Христом. А сил для того, чтобы до последнего мгновения оставаться вместе с Ним и достойно встретить кошмарную казнь, требовалось немало. Потому что, когда осужденный выходил из барака и к нему подходил чекист с наганом, весь в крови от выстрела в затылок предыдущей жертвы, хлебнувший перед этим из выставленного для палачей ведра водки, единственной защитой была несомненная вера в Иисуса Христа. Впрочем, каждый из нас рано или поздно тоже перейдет в вечность. И если в свое время не избрать свой жизненный путь с Богом и продолжать оставаться рабом греха, то смерть на операционном столе или больничной койке будет не менее люта, чем казнь на Бутовском полигоне. Алексей ТОРБА 6 мая 2018 года На снимке, опубликованном на портале Патриархия.ru, Святейший Патриарх Кирилл после совершения Божественной литургии, молебна святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойной литии по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне знакомится с мемориальным комплексом «Сад памяти». Пояснения Его Святейшеству при осмотре мемориала дает настоятель храма на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа. Фото Сергея Власова | |
Просмотров: 732 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |