Главная » Файлы » Православие » БИБЛЕИСТИКА |
30.04.2018, 22:46 | |
Как исцелиться без докторов
На третий день визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Албанскую Православную Церковь Предстоятель Русской Православной Церкви и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий совершили Божественную литургию в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране. В этот воскресный день в храме прозвучал написанный апостолом Иоанном Богословом евангельский текст о том, как Иисус Христос исцелил расслабленного при Овчей купели в Иерусалиме: «После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус» (Ин. V, 1 – 15). На первый взгляд, вывод очевиден: причина болезней – в грехе, а значит, если не хочешь болеть – не греши. Но не все так однозначно. Например, святитель Филарет, митрополит Московский (1782 – 1867 гг.) по поводу этого евангельского текста пишет: «Кто может измерить глубину, исследовать пути Божиих судеб? Кто решится каждого больного признать осужденным и всякую болезнь вывескою виновности? Страдал и праведный Иов болезнью, и притом весьма тяжкою. Но нельзя же признать и того, будто на одного иерусалимского грешника исключительно направлена была строгость суда за грехи юности, заключившая его на тридцать восемь лет в узы болезни и за возможные грехи старости и уготовившая ему еще более тяжкий жребий» («Слово пред благодарственным молебствием за прекращение губительных болезней»). Такого же мнения придерживается и другой авторитетный экзегет Ефимий Зигавинос (Зигабен) (1050 – 1122 гг.): «Если здесь наказание за грехи продолжалось тридцать восемь лет, то что может сказать кто-либо о будущем наказании? Без сомнения, оно бесконечно и вечно. Конечно, не все болезни происходят от грехов, и не все грешники болеют» («Толкование Евангелия от Иоанна, составленное по древним святоотеческим толкованиям Византийским, XII-ого века, ученым монахом Евфимием Зигабеном»). Но тогда в чем состоит назидание? Ведь в том, что оно есть, сомневаться не приходится потому, что исцеление парализованного грешника носит показательный, в определенной степени демонстрационный характер. По этому поводу преподобный Ефрем Сирин (306 – 373 гг.) пишет: «Встань на ноги свои, возьми постель свою и иди в дом твой». Разве недостаточно было сказать: «Встань, ходи»? Разве и это не было бы чудом, когда бы тот, кто не имел силы повернуться на ложе своем, внезапно поднялся и пошел? Но дабы показать, что дал ему совершенное здоровье, Господь присоединил повеление поднять ложе. Ибо исцелил его не по подобию больных, к которым постепенно возвращается здоровье, потому и сказал: «встань на ноги, возьми постель твою и ходи» («Толкование на Четвероевангелие»). Здесь надо учесть, что место, где ангел Господний исцелял больных, со временем превратилось в подобие нынешнего санатория, в котором процедура излечения постепенно возобладала над его сутью – приближением больного к Богу. Более того, созданная в III-м веке до Рождества Христова Овчая купель к II-III веку стала языческим святилищем с бассейном для омовений. Об этом свидетельствуют древнеримские языческие вотивы (доски и изображения, установленные в благодарность за исцеление), найденные в 1866 году неподалеку от Вифезды, под католической церковью святой Анны, матери Пресвятой Богородицы. Расположенная метрах в 80-ти от Овечьих ворот купель, в которой омывали овец для жертвоприношений в Храме, имела внушительные размеры. Два частью вырубленных в скале, частью обложенных камнем бассейна шириной около 60 и 76 метров протянулись в длину на 97 метров. Но площадка возле них была сравнительно небольшая, и можно только себе представить, как толпились на ней жаждавшие исцеления больные. В этой суете и давке трудно было не забыть о главном – о Боге, который может исцелить сразу, даже без схождения в купель или каких-либо других ритуалов. Нетрудно догадаться, что первыми добирались до воды более сильные больные и те немощные, которые имели возможность нанять сопровождающих. Занятым своими болезнями, забывшим о Боге людям не приходило в голову пожертвовать собой – помочь парализованному попасть первым в купель и получить исцеление, уступить ему свое место в купели. Это в очередной раз свидетельствует о низком уровне милосердия в ветхозаветном обществе. Впрочем, и через два тысячелетия мы недалеко ушли от него. И сейчас высокотехнологичную медицинскую помощь получают, в первую очередь, богатые, а бедные имеют такую возможность далеко не всегда. При этом и политики, принимающие законы об оказании высокотехнологичной медицинской помощи, и получающие ее богачи забывают о своих бедных согражданах. Тем самым, продлевая свою жизнь на непродолжительное время, они теряют возможность жить вечно. Исцелив парализованного грешника, Господь не просто явил свое безграничное могущество, но и показал пример милосердия. Подражая Ему, каждый из нас может приблизиться к Богу и получить исцеление душевное и телесное (кстати, один из вариантов перевода арамейского слова Вифезда – «дом милосердия»). Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский (325 – 389 гг.) пишет об этом: «Но когда ты еще не вовсе предался отчаянию и не сделался совершенно неисцелимым, прибеги ко Врачу, умоляй Его, лечи язвы язвами, привлеки подобное подобным или, лучше сказать, меньшими средствами уврачуй большие болезни. И Он речет «душе твоей: спасение твое есмь Аз» (Пс. 34:3); скажет: «вера твоя спасе тя» (Лк. 7:50), «се, здрав еси» (Ин. 5:14), и утешит тебя всей сладостью глаголов человеколюбия, если только увидит, что и ты человеколюбив к болезнующим» (Слово 14, о любви к бедным). Развивая эту мысль, Святейший Патриарх Кирилл, обращаясь к участникам богослужения в кафедральном соборе Воскресения Христова столицы Албании, подчеркнул, что милость Божия простирается, в том числе и на тех, кто нуждается в помощи, но не просит о ней: «Спаситель исцеляет человека, который на протяжении тридцати восьми лет был одержим тяжкой, неизлечимой болезнью — параличом. Разговаривая со Христом, больной даже не просит Его о помощи: этот несчастный продолжал надеяться на Божие чудо, но не имел сил даже просить о нем. И в своем абсолютном бессилии он неожиданно получает то, на что надеялся». И сделал из этого случая такой вывод: «Философам казалась непонятной христианская вера в исключительную милость Божества к человеку. С их точки зрения Божество должно быть бесконечно совершенным, и в Своем совершенстве — бесконечно далеким от человеческой немощи и боли. Евангельское слово о Богочеловеке Христе, распятом, умершем и воскресшем ради нашего спасения, ниспровергло эту убежденность. Оно является основой, непоколебимым фундаментом нашей веры в безграничность милосердия Божия к падшему человеческому роду». Но для того, чтобы проявлять милосердие к другим людям, и тем самым врачевать с Божией помощью собственные недуги, надо преодолеть свой эгоизм и эгоцентризм – неприятие чужой точки зрения. Об этом сказал обратившийся к Предстоятелю Русской Православной Церкви Блаженнейший Архиепископ Анастасий: «Несколько лет назад на одном межрелигиозном симпозиуме, проходившем здесь, в Тиране, на тему «Возможен ли мир во всем мире?», я настаивал на том мнении, что в конечном итоге противоположностью мира является не война, а эгоцентризм: индивидуальный, коллективный, национальный, расовый, религиозный. Именно он мобилизует разные виды насилия, что самым различным образом убивают мир. Противоядием от эгоцентризма служат не общие призывы к нравственности, не юридические формулировки и репрессивные механизмы. Напротив, необходимо укреплять любовь, действенную и многомерную, которая не ограничена какими-то пределами, предубеждениями и дискриминацией. Здесь обретаются огромные возможности и ответственность для здорового религиозного сознания. Последнее даже в условиях многолетних конфликтов предоставляет возможность прощения и примирения. Сила и власть любви должны и могут победить любовь к силе, губящую мир. Церковь, как мистическое Тело Христа, Начальника мира и любви, постоянно действует, как лаборатория и носитель этой огромной силы». Через века и расстояния, разделяющие христиан разных поколений и стран, они помогают друг другу в познании Слова Божия, способного исцелить каждого человека, всех людей на Земле. И совершенная Предстоятелями Русской и Албанской Православных Церквей Литургия стала еще одним шагом в этом направлении. Алексей ТОРБА 30 апреля 2018 г. На снимке, опубликованном на портале Патриархия.ru, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Архиепископ Тиранский и всей Албании Анастасий во время совершения Божественной литургии в кафедральном соборе Воскресения Христова в Тиране 29 апреля 2018 года Фото Олега Варова | |
Просмотров: 807 | Загрузок: 0 | |
Всего комментариев: 0 | |