Главная » Файлы » Православие » ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

15 МАЯ /2 МАЯ СТАРОГО СТИЛЯ, ВТОРНИК
15.05.2018, 00:36

Святые, память которых сегодня чтит Православная Церковь

 

 

Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский (373)

 

 

 

Святитель Афанасий, архиепископ Александрийский, великий отец Церкви и столп Православия, родился около 297 года в городе Александрии в семье благочестивых христиан. Он получил хорошее светское образование, но еще более глубокие познания приобрел прилежным изучением Священного Писания. С отроческих лет будущий великий святитель Афанасий стал известен Александрийскому Патриарху, святому Александру (память 29 мая) при следующих обстоятельствах. Однажды группа детей, среди которых находился и отрок Афанасий, играла на берегу моря. Дети-христиане решили крестить своих сверстников-язычников. Отрок Афанасий, которого дети избрали "епископом", совершал крещение, в точности повторяя слова, слышанные им в церкви при этом таинстве. Все это наблюдал из окна Патриарх Александр. Потом он велел привести к себе детей и их родителей, долго беседовал с ними и, удостоверившись, что крещение, совершенное детьми в игре, было во всем согласно с церковным уставом, признал крещение действительным и дополнил его миропомазанием. С этого времени Патриарх наблюдал за духовным воспитанием юного Афанасия и со временем присоединил его к клиру, сначала чтецом, а затем посвятил в сан диакона. В этом сане святой Афанасий сопровождал Патриарха Александра в 325 году на I Вселенский Собор в Никее. На Соборе святой Афанасий выступал с опровержением ереси Ария. Эта речь была одобрена православными отцами Собора, а ариане - явные и скрытые - возненавидели Афанасия и на протяжении всей его жизни подвергали гонениям. После смерти святого Патриарха Александра, святой Афанасий был единодушно избран его преемником на Александрийскую кафедру. Он долго отказывался, считая себя недостойным, но по настоянию всего православного населения должен был согласиться, и в возрасте 28 лет был рукоположен в сан епископа и поставлен во главе Александрийской Церкви. 47 лет святитель Афанасий управлял Церковью, испытав за этот период много гонений и скорбей от своих противников. Несколько раз он изгонялся из Александрии и скрывался от ариан в пустынных местах, так как они многократно покушались убить Святителя. Святитель Афанасий провел в изгнаниях более 20 лет, то возвращаясь к своей пастве, то вновь подвергаясь ссылке. Был момент, когда он оставался единственным православным епископом, все же другие епископы уклонились в ересь. На лжесоборах епископов-ариан он был провозглашен лишенным епископского сана. Несмотря на многолетние гонения, Святитель продолжал твердо отстаивать чистоту православной веры и неустанно писал послания и трактаты против арианской ереси. Когда же Юлиан Отступник (361-363) начал гонение на христиан, то его гнев в первую очередь обрушился на святителя Афанасия, который почитался великим столпом Православия. Юлиан намеревался убить Святителя, чтобы нанести сокрушительный удар христианству, но вскоре сам бесславно погиб. Смертельно раненный стрелой во время сражения, он с отчаянием воскликнул: "Ты победил, Галилеянин". После смерти Юлиана святитель Афанасий управлял Александрийской Церковью семь лет и скончался в 373 году, в возрасте 76-ти лет.

Сохранились многочисленные творения святителя Афанасия: четыре "Слова", направленные против ереси ариан, а также письмо к Епиктету, епископу Коринфской Церкви, о Божественной и человеческой природе в Иисусе Христе, 4 письма к епископу Серапиону Тмуитскому о Божественности Святого Духа и равенстве Его с Отцом и Сыном - против ереси Македония. Сохранились также и другие сочинения апологетического характера в защиту Православия, в том числе письмо к императору Констанцию. Известны комментарии святителя Афанасия к Священному Писанию, книги нравоучительного характера и подробное жизнеописание преподобного Антония Великого (память 17 января), с которым святитель Афанасий был очень близок. Святитель Иоанн Златоуст советовал читать каждому православному христианину это житие. Память святителя Афанасия совершается также 18 января совместно с памятью святителя Кирилла Александрийского.

(Житие на официальном сайте Московского Патриархата: http://www.patriarchia.ru/db/text/911833.html. Святитель Афанасий. Фреска. Cербия (Студеница). 1209 г.)

 

 

Перенесение мощей благоверных князей Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида (1072 и 1115)

 

 

Святые князья-страстотерпцы (в Крещении Роман и Давид) (90-е гг. X в.? - 1015, после 15.07) –младшие сыновья святого равноапостольного киевского князя Владимира Святославича, погибшие в усобице после его смерти от руки старшего брата Святополка; первые по времени канонизации русские святые. Одни источники называют матерью Бориса и Глеба некую «болгарыню», другие – византийскую царевну Анну. Судя по именам князей-страстотерпцев, сведения об их болгарском происхождении по матери заслуживают предпочтения. Существуют и разные версии места их княжения. Согласно одним источникам при жизни отца Борис занимал княжеский стол в Ростове, а Глеб – в Муроме. Согласно другим источникам Борис обосновался после женитьбы во Владимире-Волынском, а Глеб находился по малолетству при отце в Киеве.

Святополк опасался, что Владимир будто бы собирался оставить Киев не старшему из сыновей (к тому времени таковым был Святополк), а Борису. Именно поэтому Владимир под конец жизни вывел Бориса из его княжения и держал при себе. Похоже, Владимир шел на коренную ломку традиционного порядка столонаследия, действительно видя в Борисе своего преемника в обход старших сыновей. Однако это намерение киевского князя натолкнулось в 1013-1014 гг. на активное противодействие его старших сыновей – Святополка Туровского и Ярослава, сидевшего в Новгороде.

После кончины кн. Владимира (15 июля 1015) киевский стол по праву старшинства занял Святополк, хотя и при не совсем ясных обстоятельствах (по наиболее надежным данным Владимир подверг Святополка заключению, в котором тот и пребывал до самой смерти крестителя Руси). Эти события застали Бориса возвращающимся во главе отцовской дружины из похода на печенегов. Дружинники предложили князю поддержать его в борьбе за киевский стол, однако Борис отказался, не желая «възняти руки на брата своего стареишаго». После этого большая часть дружины покинула Бориса.

Миролюбие Бориса не остановило Святополка, пославшего несколько «вышегородских болярцев» (видимо, Вышгород и был местом заключения Святополка) на убийство младшего брата. Предупрежденный о приближении убийц, Борис в своем шатре «пел заутренюю», после молитвы лег на постель и затем был заколот. Вместе с Борисом было убито немало его дружинников, в том числе святой Георгий Угрин, прикрывший князя своим телом, но некоторым удалось спастись (в частности, преподобному Моисею Угрину, брату святого Георгия. Тело Бориса было доставлено в Вышгород (около 15 км к северу от Киева) и погребено у церкви св. Василия.

Вызванный обманом из Мурома, Глеб был убит 5 сентября, на пути в Киев, близ устья реки Смядыни, у Смоленска. По другому источнику Глеб находился в Киеве, бежал на север (к Ярославу?) и был настигнут убийцами под Смоленском. Тело юного князя похоронили на месте гибели.

После Бориса и Глебы был убит еще один Владимирович – Святослав, княживший в Древлянской земле (к северо-западу от Киева). Развязкой этой кровавой драмы неизбежно должно было стать столкновение Святополка с другим своим братом – новгородским князем Ярославом. Их четырехлетняя протекавшая с переменным успехом борьба за киевский стол завершилась летом 1019 года битвой на Льте, в которой Ярослав одержал окончательную победу. Через некоторое время по приказу Ярослава тело Глеба было найдено и перезахоронено рядом с Борисом в Вышгороде.

(Житие на сайте Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/153171.html. Святые Борис и Глеб. Икона из Борисоглебской церкви в Плотниках, Новгород. Ок. 1377 г. (НГОМЗ))

 

 

Святитель Афанасий, патриарх Цареградский, Лубенский, чудотворец (1654)

Святитель Афанасий, патриарх Цареградский, Лубенский, чудотворец, родился в 1597 году на острове Крит. Он происходил из знатного рода, связанного с византийской династией Палеологов; отец его, Григорий, был ученым, философом и публицистом, а старший брат Евстафий - врачом. До 26 лет жил на Крите, который находился под властью венецианцев; получил образование в монастыре Аркадиу, хорошо знал философию, древнегреческий, латинский, еврейский, арабский и итальянский языки. Монашество принял в критском подворье Синайского монастыря и вскоре прославился в Кании (совр. Ханья), одном из городов острова, как выдающийся проповедник и толкователь Священного Писания. В 1626 году был назначен учителем в Валахию, где по поручению Константинопольского Патриарха Кирилла I Лукариса перевел с еврейского языка на новогреческий Псалтирь. Патриарх Кирилл вызвал своего земляка в Константинополь и назначил проповедником при Константинопольском Патриархате. В 1631 году святитель Афанасий был рукоположен во митрополита Фессалоники. Чтобы покрыть огромные долги своей кафедры, он обращался за помощью к царю Михаилу Феодоровичу. После того как Патриарх Кирилл II Кондарис, добившийся низложения Кирилла Лукариса, сам был низложен и сослан (1633), в феврале 1634 года святитель Афанасий был избран Патриархом Константинопольским. Интронизация его состоялась 25 марта, но уже через несколько дней он уступил престол вернувшемуся из ссылки Кириллу Лукарису и удалился на Афон; на месте его кельи впоследствии возник русский Андрея апостола скит.

После вторичного низложения Кирилла I (1635) святитель Афанасий уехал в Италию, где жил в Анконе и Венеции и получил от папы предложение стать кардиналом в том случае, если подпишет католический символ веры. Вскоре святитель Афанасий был призван своими сторонниками в Константинополь, где в 1637 году Патриархом вновь стал Кирилл Лукарис. После его мученической кончины (26 июня 1638) святитель Афанасий был претендентом на Патриарший престол; в авг. 1639 года новый Патриарх Парфений I (1639-1644) потребовал от него отречься от Патриаршего титула и вернуться на Фессалоникийскую кафедру. За долги митрополии святителю Афанасию пришлось претерпеть заключение; в это время он дважды обращался за милостыней к русскому царю. В 1643 году святитель Афанасий отправился в Россию, но по дороге заболел и остановился в Молдавии у господаря Василия Лупу, откуда вновь обратился в Москву с просьбой о милостыне. В городе Галац он устроил обитель св. Николая в качестве подворья Синайского монастыря великомученицы Екатерины. Тогда же он написал «Гимн Пресвятой Богородице», а также энкомий, посвященный Василию Лупу. В 1652 года святитель Афанасий вернулся в Константинополь и вторично занял Патриарший престол. Пробыв на кафедре также всего несколько дней, в июле 1652 года он добровольно отрекся от престола. Во время своего краткого Патриаршества святитель Афанасий произнес проповедь, в которой отмежевался от католичества. 8 окт. 1652 г. он навсегда покинул Константинополь. Побывав в Яссах у господаря Василия Лупу, затем в Чигирине у гетмана Богдана Хмельницкого, святитель Афанасий отправился в Москву с грамотами русскому царю от этих правителей. 16 апреля 1653 года он прибыл в Москву и 22 апреля был принят царем Алексеем Михайловичем. В Москве он проживал на Кирилловском подворье, совершал богослужения в Новоспасском монастыре, в Спасском соборе Теремного дворца; в июне 1653 г. посетил Троице-Сергиев монастырь.

Несколько раз святитель Афанасий обращался к царю с челобитными о милостыне, и государь щедро одаривал святителя. Святитель Афанасий оказал влияние на церковные исправления, которые проводил Патриарх Никон. По просьбе Патриарха он собственноручно написал «Чин архиерейского совершения литургии на Востоке». «Чин» лег в основу русского новоисправленного печатного «Чиновника архиерейского служения».

13 октября 1653 года святитель Афанасий , будучи на «отпуске» у государя, подал ему тетрадь, надписанную «Слово понуждаемое к... царю... Алексею Михайловичу...», где излагалась главная цель его приезда в Москву – побудить царя в союзе с Молдавией и Запорожским войском начать войну с турками, чтобы освободить порабощенные ими православные народы. После этого русский царь должен был занять престол греческих православных императоров, а Московский Патриарх – кафедру Вселенских Патриархов.

В конце декабря 1653 года святитель Афанасий выехал из Москвы обратно в Молдавию, чтобы поселиться в Никольском монастыре в Галаце. По дороге он гостил в Чигирине у Богдана Хмельницкого. В феврале 1654 года он остановился в Мгарском Преображенском монастыре близ города Лубны (современная Полтавская область), где в среду на Фоминой седмице преставился. Он был погребен игуменом монастыря под амвоном Преображенского храма по восточному обычаю сидящим на троне.

1 февраля 1662 года в присутствии посетившего Лубенскую обитель Газского митрополита Паисия Лигарида, которому, по его словам, святитель Афанасий явился во сне, состоялось обретение нетленных мощей святителя. Святые мощи были облачены в новые ризы и помещены в специально сооруженную раку. После этого события святитель Афанасий стал являться многим во сне, благословляя, наставляя и исцеляя болящих; многочисленные исцеления происходили и от гробницы святого.

В 1672 году известие об обретении нетленных мощей святитель Афанасий и о происходивших от них чудотворениях было получено в Москве. Для проведения расследования царь Алексей Михайлович немедленно отправил на Украину подьячего М. Савина. Встретив в Батурине игумена Лубенского монастыря Макария (Русановича), Савин узнал от него о посмертной судьбе святителя Афанасия и о четырех случаях чудотворений, все это Савин описал в донесении царю. В XVIII веке в Лубенском монастыре хранились рукописные житие святителя и канон, ему служились молебны. В 1818 году Полтавский епископ Мефодий (Пишнячевский) ходатайствовал перед Святейшим Синодом о канонизации святителя Афанасия (внесении его памяти в месяцесловы и публикации жития и канона). Ходатайство Полтавского архиерея было отклонено, однако почитание святителя и запись происходивших по молитвам к нему чудес продолжались. В 60-х гг. XIX в. А. Н. Муравьёв составил новое житие святителя Афанасия с указанием чудес, совершавшихся при мощах. Окончательно почитание святителя Афанасия было принято в РПЦ в кон. XIX в. после работ Е. Е. Голубинского, который доказал, что почитание святого было впервые установлено между 1672 и 1676 гг. митрополитом Киевским Иосифом (Нелюбовичем-Тукальским). В 30-х годах ХХ века, после упразднения Мгарского Преображенского монастыря, мощи святителя Афанасия были перевезены в Харьков и с тех пор покоятся в харьковском Благовещенском кафедральном соборе. С именем святителя Афанасия связана чудотворная икона Пресвятой Богородицы «В скорбех и печалех утешение».

(Житие на сайте Православной энциклопедии: http://www.pravenc.ru/text/76940.html)

 

 

Мученики Еспер и Зоя и чада их Кириак и Феодул (II)

Святые мученики Еспер, его супруга Зоя и их сыновья Кириак и Феодул пострадали за веру Христову во II веке, в гонение Адриана (117 - 138). Святые супруги приняли христианство в детстве и своих детей также воспитали в глубокой вере. Все они были рабами знатного римлянина Катулла, жившего в Малоазийском городе Атталии. Служа своему земному господину, святые никогда не оскверняли себя идоложертвенной пищей, употребление которой язычниками было обязательным. Однажды Катулл послал святого Еспера по делам в Тритонию. В это время святые Кириак и Феодул решили бежать, не желая находиться в постоянном общении с язычниками. Однако святая Зоя не благословила сыновей на этот поступок. Тогда юноши просили материнского благословения на открытое исповедание своей веры во Христа и получили его. Когда братья объявили Катуллу, что они христиане, тот удивился, но не предал их на мучения, а отослал вместе с матерью к святому Есперу в Тритонию, надеясь, что родители убедят своих детей к отречению от Христовой веры. Находясь в Тритонии, святые некоторое время прожили в спокойствии, готовясь к предстоявшему им мученическому подвигу. Ко дню рождения сына Катулла все рабы были возвращены в Атталию, и в доме устроен был праздник в честь богини Фортуны. Рабам были посланы яства со стола господ, в числе прочего были идоложертвенные мясо и вино. Но святые не притронулись к еде. Зоя вылила вино на землю, а мясо бросила собакам. Узнав об этом, Катулл приказал истязать сыновей Зои - святых Кириака и Феодула. Братьев, обнажив, подвесили на дереве, терзали железными орудиями на глазах их родителей, которые во время пыток наставляли своих детей терпеть до конца за веру. Потом и сами родители, святые Еспер и Зоя, были подвергнуты жестоким пыткам. Наконец, всех четырех мучеников бросили в раскаленную печь, где они с молитвой предали свои души Господу. Тела их сохранились в огне неврежденными, и слышно было Ангельское пение, прославляющее подвиг исповедников Господних.

(Житие на сайте Православие.ru: http://days.pravoslavie.ru/Life/life971.htm)

 

 

Благоверный и равноапостольный царь Борис, во Святом Крещении Михаил (907), принявший Крещение со своим народом в IX веке (Болгарский святой)

Славный царь Борис родился в IX веке и был воспитан в язычестве. Христианской вере его научили сестра и дядя по имени Энработ (Боян). Энработ принял мученическую смерть во время гонения, начатого Маломиром, предшественником Бориса.

Придя к власти в 852 году, Борис вначале обратился к латинским миссионерам, поскольку в то время Болгария заключила военный союз с франками против моравского князя. Но вскоре Борис осознал религиозное и культурное превосходство Византии. Он попросил императора Михаила III крестить его самого и весь его народ.

 

Князя крестили с великим торжеством в 864 году в городе Плиске – древней столице Дунайской Болгарии. Для этого события специально приехал епископ из Византии. Борис был наречен Михаилом – по имени своего крестного отца императора Михаила. Вслед за ним обратилась большая часть народа – бояре и люди всех сословий. Патриарх Константинопольский святой Фотий (память 6 февраля) направил князю письмо, в котором разъяснял обязанности христианского государя. Затем он послал в Болгарию миссионеров.

Борис стремился устроить юную Церковь по примеру Византийской и надеялся добиться ее самостоятельности. Константинополь отнесся к этому неблагосклонно, и Борис обратился к папе Римскому. Тот послал в Болгарию миссионеров для распространения литургической практики латинской Церкви и ее ложного учения об исхождении Святого Духа и от Сына. Однако царь очень скоро понял, как опасно зависеть от Запада не только с церковной, но и с политической точки зрения, и изгнал из Болгарии латинских миссионеров.

В марте 870 года Собор подчинил Болгарскую Церковь Константинополю. Из Византии прибыл архиепископ в сопровождении десяти епископов. Он обосновался в Преславе, откуда руководил юной Церковью. Впоследствии патриарх Игнатий послал в Болгарию клириков возглавить местное духовенство. В 885 году пять учеников святых Кирилла и Мефодия – Климент, Наум, Ангеляр, Горазд и Савва, так называемая Охридская пятерица, – взяли на себя выполнение миссионерской задачи. Они проповедовали веру на славянском языке и постепенно крестили весь народ. Скоро благодаря поддержке царя Болгарская земля процвела храмами, в которых воздавали хвалу Господу Богу на славянском языке.

В 888 году царь Борис-Михаил отрекся от престола и ушел в монастырь. Но когда его сын Владимир (888–893) начал разрушать все созданное отцом и поощрять язычество, Михаил сменил монашескую одежду на военную. Он лишил Владимира трона и посадил вместо него младшего сына Симеона. Восстановив порядок, Михаил вернулся в монастырь и всю оставшуюся жизнь провел в подвиге, молчании и молитве. Он упокоился в мире 2 мая 907 года.

(Житие на сайте Православие.ru: http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/53528.htm. Составитель — иеромонах Макарий Симонопетрский, адаптированный русский перевод – издательство Сретенского монастыря)

 

 

АПОСТОЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Деян., XVII, 19–28. И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что́ это такое? Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое. И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам. Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё. От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".

 

 

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ

Ин., XII, 19–36. Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса. Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел. Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий? Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

 

 

ФЕОФИЛАКТ БОЛГАРСКИЙ, БЛАЖЕННЫЙ

БЛАГОВЕСТНИК ИЛИ ТОЛКОВАНИЕ НА ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ИОАННА

Народ, видевший чудо над Лазарем, свидетельствовал и проповедовал о силе Иисуса. Посему и встретили Его со славой те, которые слышали о совершении этого чуда, то есть уверовали; если бы не уверовали, не переменились бы так скоро. Фарисеи, говорящие: "видите ли, не успеваете ничего", - говорят это не по лукавству, ибо были не из числа наветовавших на Спасителя, но представляются благорасположенными, только неявно, потому что не смеют явно противостать неистовствующим против Господа, пытаются утишить их последствиями дела, говоря как бы так: какая вам польза от того, что много строите ков над Человеком сим? Сколько вы ни злоумышляете, Он все более растет, и слава Его умножается; ибо мир, то есть весь народ, идет за Ним. Посему, не имея никакого успеха, оставьте ваши ковы и не грешите понапрасну.

По причине красоты храма и чудес, передаваемых у иудеев, многие и из эллинов пришли поклониться. Они были близки к тому, чтобы стать и пришельцами, то есть принять иудейство. Когда дошла до них молва об Иисусе, они подходят к Филиппу и просят его доставить им возможность видеть Иисуса. Филипп, по смиренномудрию и благочинию, говорит Андрею, как высшему себя. Андрей не берется за доклад, не решает этого сам собой, но, взяв с собой и Филиппа, осмеливается доложить Иисусу (такой добрый порядок и взаимная любовь господствовали между ними). Что же Господь? Так как Он заповедовал ученикам не ходить на путь к язычникам (Мф.10:5), а теперь видел, что язычники уже сами приходят к Нему (ибо эллины, желавшие видеть Его, без сомнения, были язычники), а иудеи строят Ему ковы, говорит: время, наконец, идти на страдание, ибо наступило время Креста, чтобы прославился Сын Человеческий. Какая польза не принимать язычников, приходящих к нам, и навязываться иудеям, ненавидящим и гонящим? Итак, поелику язычники приходят к нам, то теперь время уже быть распятым. Итак, Я позволю иудеям докончить их козни и допущу им распять Меня, чтобы они впоследствии были без всякого извинения, так как Я благословно оставлю их как распинателей и убийц и обращусь к язычникам, которые уже начали приходить к Моему учению. Ибо очень несправедливо было бы ничего не давать язычникам, жаждущим слова и спасения, и изобильно давать иудеям, которые попирают даруемое им и умышляют зло Благодетелю. Потом, чтобы ученики не соблазнились тем, что Он умирает тогда, когда начали приходить и язычники, Он говорит: это самое, то есть смерть Моя, еще более увеличит веру язычников. Ибо как пшеничное зерно тогда приносит много плода, когда, быв посеяно, умрет, так и Моя смерть принесет много плода для веры язычников. Итак, пусть никто не соблазняется, потому что Моя смерть не препятствует присоединению язычников, но примером зерна пусть убедится, что падение Мое в смерти Моей приумножит число верующих. Ибо если так бывает с зерном, тем более будет, со Мною. Ибо, умерши и воскресши, Я чрез воскресение еще более явлю силу Свою, и тогда все уверуют в Меня как Бога.

Так как Господь был близок к страданиям и знал, что ученики исполнятся печали, посему говорит: вы нисколько не должны печалиться о смерти Моей. Ибо если и сами вы не умрете, то для вас не будет никакой пользы. Да и всякий вообще человек, который любит настоящую жизнь и любит свою душу, то есть исполняет ее неуместные пожелания, когда угождает ей больше, чем должно, и не презирает смерти, - погубит ее. А кто ненавидит ее, то есть не служит ей и не преклоняется пред нею, тот сохранит ее в жизнь вечную. Желая показать, сколь строгое отвращение должно иметь к похотениям души, сказал: кто ненавидит. Мы не можем ни видеть лица, ни слышать голоса ненавидимых нами: так же должны относиться и к неразумным пожеланиям души, то есть ненавидеть их совершенною ненавистью. Словами: кто ненавидит душу свою "в мире сем" - показывает временность дела. Заповедь сия казалась убийственною и несообразною с любовью к жизни. Он смягчил ее прибавлением: "в мире сем". Я, говорит, не всегда повелеваю ненавидеть душу; но "в этом мире" неверном отвращайся ее, когда она предписывает тебе "творить неподобное" (Рим.1:28). Прибавляет и пользу: "сохранит ее в жизнь вечную"; возненавидишь на время, а сохранишь живой навеки для жизни божественной. Желая еще более убедить их презирать настоящую жизнь и ободрить против смерти, говорит: "кто Мне служит, Мне да последует", пусть будет готов к смерти так же, как Я. Ибо говорит здесь, о последовании Себе на самом деле. Потом предлагает и утешение: "где Я, там и слуга Мой будет". Где же Христос? На небесах. Ибо небесное и земное противоположны между собой. Кто любит быть на земле, тот не будет на небе, а кто избегает земного и мира сего, тот будет высоко и на небесах. "Кто Мне служит, того почтит Отец Мой". Не сказал: Я почту его, но: "Отец". Сим показывает Свое сродство с Ним. Ибо истинный Отец удостоит его чести, как слугу Своего истинного Сына. Сим вместе показывает и то, что Он не противник Богу. Ибо Бог и Отец не почтил бы того слугу, который противится Ему. Итак, не будем поставлять любовь к душе своей в том, чтобы хранить ее от опасностей за истину и не желать терпеть зла за добро; но, если мы слуги Христовы, отдадим ее в опасности за истину и, без сомнения, будем в том же состоянии, в каком ныне Христос; не говорю в божеском достоинстве, ибо Он по Природе Бог, но в том, чем может украситься природа человеческая; ибо Он - Бог по Естеству, а мы боги - по усыновлению и по благодати.

Что это Он говорит? Кажется, Он противоречит Сам Себе. Выше Он, кажется, приготовлял других к смерти и убеждал ненавидеть душу, а теперь Он же, вблизи смерти, возмущается. Это прилично не увещевающему к смерти, а отвращающему от нее. Но если внимательно рассмотришь, то найдешь, что самое возмущение Его есть увещание к презрению смерти. Дабы кто-нибудь не вздумал сказать, что Ему легко так любомудрствовать о смерти и других убеждать к терпению бедствий, когда Он Сам вне человеческих страданий и вне опасности, - Он показывает, что и Сам Он испытал свойственное людям и причастен нашего естества, хотя и без греха. Посему, хотя Он как Человек, по природе любящий жизнь, не желает смерти и возмущается, однако же не отказывается от нее, поколику она нужна для спасения мира. Для сего-то, говорит, на сей час Я и пришел, чтобы воспринять смерть за всех. Сим ясно научает нас, чтобы и мы, хотя бы возмущались, хотя бы печалились, однако же смерти за истину не избегали бы. И Я, говорит, возмущаюсь, ибо Я поистине человек и попущаю природе Человеческой обнаруживать свойственное ей, однако же не говорю Отцу, чтобы Он избавил Меня от часа сего; но что говорю? "Отче! прославь имя Твое", то есть благоволи Мне воспринять крест и смерть за спасение всех. Смотри: смерть за истину Он назвал славою Божией. Посему и Отец говорит: "и прославил, и еще прославлю"; прославил теми чудесами, которые Ты до Креста совершал во имя Мое; "и еще прославлю", совершив чрез Тебя чудеса на самом Кресте; а после погребения сделаю еще более славным и Мое имя, и Тебя, воскресив Тебя и ниспослав Дух.

Так как очень многие были грубы и невежественны, то они сочли голос за гром, хотя голос этот был членораздельный и весьма ясный. Ибо они скоро забыли слова голоса, удержавши только его отголосок. Иные помнили и самые слова голоса: "и прославил, и еще прославлю", однако же, не понимая, какой смысл сих слов думали, что ангел проговорил Ему, а полому слова сии, как сказанные ангелом, и непонятны для них. Но Иисус говорит: голос сей был не для Меня, но для вас. Я не имел нужды в научении, что Отец прославил и еще прославит имя Свое. А вас нужно было научить, что Я не противник Богу, а действую во славу имени Божия. Ибо, если чрез Меня прославится имя Божие, как же Я противник Богу? Итак, голос сей был для вас, чтобы вы узнали, что Я действую во славу Божию, и если не можете сами узнать, то чрез расспросы узнали бы, чего не знаете. Слова: "ныне суд миру сему", по-видимому, не имеют связи с предыдущим. Ибо какое отношение их к словам: "и прославил, и еще прославлю"? Но связь, без сомнения, есть. Так как Отец свыше сказал: "прославлю", то Господь показывает нам способ прославления. Какой же именно? Тот, что князь мира сего будет изгнан вон и побежден, а за мир будет суд, то есть отмщение. Слова сии имеют такой смысл: ныне совершается суд и отмщение за мир сей. Так как диавол подверг этот мир смерти, сделав всех людей повинными греху, но напав на Меня и не нашед во Мне греха, подвел под смерть и Меня наравне с прочими, то он будет осужден Мною, и таким образом Я отмщу за мир. Пусть прочим нанес он смерть за грех; но что такое он нашел во Мне подобного прочим, чтобы умертвить и Меня? Итак, ныне Мною совершается суд мира сего, то есть отмщение за него. Ибо, умертвив умертвившего всех, потом напавшего и на Меня, невинного, Я буду отмстителем за всех умерщвленных им, и жестокий властитель (тиран), осужденный Моей смертью, будет изгнан вон. Выражение: "изгнан вон" употреблено по сравнению с тем, как в судебных местах выталкивают осужденных из судилища. "Будет изгнан вон" - можно понимать и так, что изгнан будет во тьму внешнюю. Он лишится владычества над людьми и не будет, как прежде, царствовать в них, и в душах, и в смертном теле их, - но Я всех привлеку к Самому Себе, когда вознесен буду на крест. Ибо все, и из числа язычников, будут привлечены к вере в Меня. Так как они сами не могут прийти ко Мне, удерживаемые властителем сим, то Я, победив его, выслав вон и пресекши нити владычества его над людьми, привлеку их и против его воли. Это в ином месте Он назвал похищением: "никто, - говорит, - не может расхитить вещей сильного, если прежде не свяжет сильного" (Мк.3:27). Когда "вознесен буду", - сказал это, давая разуметь, какой смертью Он умрет, то есть будет распят, ибо этим означается высота Креста.

Думая обличить Господа и затруднить Его, как неистинного Христа, говорят: если Христос бессмертен, а Ты о Самом Себе говоришь, что умрешь, как же мы будем веровать, что подлинно Ты Христос? Говорили они так злонамеренно. Ибо и Писание, которое они называют Законом, упоминает не только о воскресении, но и о страдании. Так, Исаия указывает на то и другое: на страдание и смерть, когда говорит: "Он был веден, как овца, на заколение"; на воскресение, когда говорит: "Господь хочет очистить Его от язвы и показать Его светом" (Ис.53:11), Давид также упоминает вместе о смерти и о воскресении. Ибо говорит: "не оставишь души моей во аде" (Пс.15:10). Также патриарх, благословляя Иуду, пророчествует о Христе: "возлег, уснул, как лев и как львенок: кто разбудит Его?" (Быт.49:9). Посему, отвергая страдания Христа и приписывая Ему воскресение, они делали это злонамеренно. Мы знаем из Закона, то есть из Писания (ибо Законом, как мы часто замечали, называется все Писание), что Христос пребывает вовек. - Справедливо вы знаете это, ибо Он пребывает вовек и, как Бог, пребывает и по воскресении. Но как вы не узнали о страданиях, когда те же самые Писания, как мы показали, учат тому и другому вместе? Как же, говорят, Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно "быть вознесену"? Видишь ли, они понимали многое и из приточных речей Господа, например поняли, что словами: "быть вознесену" Он говорит о Кресте? Да, они подлинно многое понимали, но по злой воле своей прикрывались незнанием. Примечай же, что они говорят. Как Ты говоришь, что Сыну Человеческому должно быть вознесену? Кто этот Сын Человеческий? Речь их полна злобы. Они говорят как бы так: хотя мы и не знаем, о ком Ты говоришь и кто есть Сын Человеческий, однако же ясно понимаем ту истину, что кто будет вознесен, кто бы он ни был, тот не Христос; это несовместимо; ибо Писания говорят, что Христос бессмертен. Что же Господь? Заграждая им уста и показывая, что страдания Его нисколько не препятствуют Ему пребывать вовек, Он говорит: "еще мало время Свет в вас есть". Светом Он назвал Самого Себя. Как свет солнечный совершенно не исчезает, но сокрывается и снова воссиявает, так и Моя смерть не есть истление, но запад и преставление, и чрез воскресение Я опять воссияю. А как страдания нисколько не препятствуют Мне быть вечным, Писания же свидетельствуют о Христе, что Он вечен, то Я подлинно Христос, хотя и претерплю страдания. Ибо Я - Свет; зайду и снова взойду. Итак, пока Свет с вами, ходите, то есть веруйте в Меня. О каком времени Он говорит здесь? Говорит о времени до страданий или о времени после страданий, или о том и о другом Месте. Итак, говорит, ходите и веруйте в Меня и прежде Моего распятия, и после оного. На это Он указывает словами: "доколе Свет с вами", то есть доколе можете веровать в Меня; веровать же в Меня, который есмь Свет, вы можете и прежде страданий, и после оных. А кто ходит в неверии, тот не знает, куда идет. Ибо чего ни делают теперь иудеи, и однако же не знают, что делают, но ходят как бы во тьме; думают, что идут по прямому пути, но все у них выходит напротив, когда они соблюдают субботу и обрезание. Но не так поступают те, кои уверовали. Они ходят во свете, делая все, что относится до спасения. Ибо тени закона и тьмы гаданий они избежали и пришли к свету, сокрывавшемуся в них, но теперь воссиявшему, и сделались сынами Света, то есть Христа. "Да будете, - говорит, - сынами Света", то есть Моими сынами. Хотя евангелист в начале Евангелия говорит, что некоторые рождены от Бога (1:13), но здесь называет их сынами Света, то есть Христа. Да постыдятся Арий и Евномий. Ибо и здесь показывается, что у Отца и Сына одно действие.

Для чего Господь скрылся от них? Теперь не подняли на Него камней и не сказали никакой хулы, как было прежде. Зачем же Он скрылся? Хотя они и ничего не говорили, но, проникая в сердца их, Он видел, что ярость их усиливается. Чтоб укротить их ненависть, Он и скрывается.

Категория: ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ | Добавил: aleksej-torba | Теги: 15 мая
Просмотров: 266 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0